Книга-игра - это литературное произведение, в котором весь текст разбит на смысловые отрезки из которых и складывается геймплей (законченный сюжет). Смысл заключется в том, что игрок каждый раз составляет отрезки разными способами и, соответственно, сюжет каждый раз получается разным.
Чаще всего смысловые отрезки в книги просто пронумерованы и для постороения своего сожета необходимо просто выбирать очередной номер отрезка в зависимости от развития сюжета и ваших предпочтений и пожеланий в данный момент времени.
Например: Подплыв поближе, вы видите, что это самые обычные матросы, которые, в силу того же чуда, могут передвигаться под водой без воздуха так же свободно, как и вы. Теперь уже понятно, что из корабля выносят огромные сундуки, видимо, с товарами или с золотом. Увидев вас, люди машут руками, но, как вам кажется, не зовут к себе, а показывают, чтобы вы уплывали прочь. Может быть, они не хотят делиться богатствами? Но в таком случае вы имеете на них право ничуть не меньшее, чем эти странные незнакомцы. Решение за вами: уплывёте, как они того требуют (380), или всё же направитесь к ним и узнаете, кто они такие и что в сундуках (409)?
Соотвественно, вы сами решаете, какое развитие сюжета выбрать в данном случае, либо плыть дальше (переход к отрезку под номером 380), либо пообщаться с матросами (перейти к отрезку 409).
Одним из простых примеров может послужить сравнение книги-игры с модулем AD&D или аналогичной ролевой игры, где в качестве DM'а (ведущего) заочно выступил автор книни, заранее расписав "все возможные" развития сюжета, всех NPC-персонажей, запланировал все битвы и расписал все успешные и провальные концовки...
Фактически, книга-игра сходна с обычным квестом. Только компьютер тут не нужен. Достаточно, чтобы под рукой были лист бумаги, карандаш и игральные кубики. Хотя и без кубиков можно обойтись
Ну и, соответственно, книгу-игру, как и компьютерный квест, можно читать не единожды, каждый раз проходя её по-другому и открывая новые и новые сюжетные линии и приключения. В 1992-1995 годах вышло несколько книг-игр отечественных авторов Дмитрия Браславского и Ольги Голотвиной. Позже появлялись и переводные книги, но успеха отечественных они не достигли
Мечтали ли Вы, сидя вечером за хорошей книгой, как было бы здорово, если бы книга заканчивалась хорошо, а не смертью главного героя? Или не думали ли Вы, перечитывая сотый раз любимый роман, что было бы, если бы рыцарь всё-таки перешёл на тёмную сторону? Если да, то Вам обязательно нужно открыть удивительный мир книг-игр! Что же такое книга-игра? Книга-игра – это книга, которая позволяет читателю участвовать в событиях, когда он, делая выбор, влияет на сюжет и открывает несколько вариантов развития событий, найти которые можно, пройдя по нужным номерам страниц. Обычно после небольшого параграфа с изложением некоторого события или происшествия следует несколько вариантов действий героя, каждый из которых ведёт к различным последствиям. Так, выбирая один из вариантов, Вы следуете на указанную страницу, где и написано продолжение выбранной Вами истории. Неизвестно, кто и когда именно написал самую первую книгу-игру, но доподлинно известно, что особо бурное развитие этот жанр испытал в 70-80 годах в англосаксонских странах, где сразу появилось множество серий и разновидностей книг-игр. Тираж самой популярной серии – Fighting Fantasy Books (Книги Боевой Фантастики) превысил 10 миллионов, что много даже для такой страны как США. В России книги игры появились позднее – в 1991 году книги этого жанра стали издаваться товариществом Калейдоскоп в рамках серии Приключенческая книга-игра. К сожалению, и по сей день книги-игры найти в России крайне сложно, особенно на прилавках магазинов – зачастую серия давно уже не выпускается, а вышедшие тиражи давно раскуплены.
Но вернёмся к сути книг-игр… В целом, книги-игры можно подразделить на три типа. Первый тип – это роман, в котором Вы «корректируете» события. Второй тип – это рпг-книга, где есть прокачка умений, снаряжение и магия. Третий тип – смешанный тип, где представлен развёрнутый сюжет как в первом типе книг-игр, но с элементами рпг от второго типа. Но все книги-игры имеют и общие элементы. Например, в любой книге-игре Вы найдёте запутанный сложный сюжет с множеством вариантов концовок, как хороших, так и плохих. Почти во всех книгах-играх Вы можете умереть, если будете слишком рисковать своим персонажем, ввязываясь в ситуацию, из которой заведомо нельзя выбраться невредимым. Во многих книгах есть и тупиковые места, в которых, даже не делая ничего рискованного или предосудительного, Вы можете вернуться к началу своего путешествия или умереть – в жизни нас часто поджидает неожиданность. Наверное, может показаться, что книга-игра – это немного детская забава, но это не так. Например, среди книг-игр есть почти философские научно-фантастические истории наряду с наивными фэнтезийными сказками. Хотя существуют и детские книги-игры. Есть книги этого жанра, построенные как продолжение или альтернативная версия известных романов. Например, в книге "Стань Стальной Крысой" Вы можете встретиться с одноимённым главным героем фантаста Гарри Гаррисона.
КНИГИ-ИГРЫ, ИЗДАВАВШИЕСЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
В отличие от западных изданий, где, например, тираж одной только серии Fighting Fantasy превысил 15 млн экземпляров, в России вышло сравнительно немного книг.
Приключенческая книга-игра Серия издавалась с 1991 по 1993 год «Производственно-коммерческим центром „АТ“» и «Товариществом „Калейдоскоп“». Это был первый опыт выпуска книг-игр в России. Серия отличалась огромными по сегодняшним меркам тиражами — до 100 000 экземпляров. Дмитрий Юрьевич Браславский: + Подземелья Чёрного замка, 1991 год + Тайна капитана Шелтона, 1992 год + Верная шпага короля, 1992 год + Повелитель безбрежной пустыни, 1993 год
Путь героя Все книги серии вышли в 1995 году в издательстве АСТ. Изначально был запланирован выпуск большой серии, однако, в силу некоторых причин ограничилось семью выпусками.[2] Во всех книгах использовалась единая система правил. Второе издание книг Браславского было несколько переработано: увеличилось число параграфов, действие игр стало происходить в одной вселенной — Элгариол (кроме «Верной шпаги короля»). Дмитрий Юрьевич Браславский: + Подземелья Чёрного замка (2-е издание) + Тайна капитана Шелтона (2-е издание) + Верная шпага короля (2-е издание) + Повелитель безбрежной пустыни (2-е издание) + Лабиринт затаившейся смерти (анонсировано, но не издано) + Холодное сердце Далрока (анонсировано, но не издано) + Мерцание эльфийского портала (анонсировано, но не издано) + Верховный жрец Айригаля (анонсировано, но не издано) Ольга Владимировна Голотвина: + Вереница миров, или выводы из закона Мэрфи + Капитан «Морской ведьмы» + По закону прерии Значительно позднее часть анонсированных книг стала доступна для покупки через интернет в виде электронных версий, а «Лабиринт затаившейся смерти» был выпущен на CD-ROM как интерактивное приключение.
Бой книга Для издания переводов книг-игр серии Fighting Fantasy издательством «Эгмонт» был придуман псевдоним Майкл Фрост. На пороге XXI века нам нужны новые книги и новые имена! Сенсация 2000 года - английский кудесник Майкл Фрост - творец новой литературы нового тысячелетия! Никто не знает, кто он, никто не видел его в лицо, имя его овеяно тайной. Но весь мир читает его книги, которые полностью переворачивают наше представление о том, какой должна быть современная литература... В реальности же книги принадлежали перу нескольких авторов. Изначально издательство анонсировало 17 книг, но вышло всего семь. Майкл Фрост: + Лабиринт Страха (Deathtrap Dungeon), Ян Ливингстон + Демоны Бездны (The Demons of the Deep), Ян Ливингстон + Пиратская одиссея (Seas of Blood), Эндрю Чепмэн + Адское болото (Scorpion Swamp), Стив Джексон, США + Звёздный Странник (Starship Traveller), Стив Джексон, Великобритания + Разрушитель (Creature of Havoc), Стив Джексон, Великобритания + Чернолесье (The Forest of Dreams), Натан Пейдж
Выбери себе приключение Серия является переводом американского издания Choose Your Own Adventure. Издавалась с 1995 по 1998 годы по лицензии в издательстве «Радуга». Всего вышло 15 книг, рисунки и обложки использовались как из оригинальных изданий (в 1995 году) так и нарисованные отечественными художниками. + Тайна заброшенного замка (The Mystery of Chimney Rock), Эдвард Паккард + Путешествие на дно моря (Journey Under the Sea), Р. А. Монтгомери + За рулем (Behind the Wheel), Р. А. Монтгомери + Похищены! (Hijacked!), Ричард Брайтфилд + Пещера времени (The Cave of Time), Эдвард Паккард + Луна-Парк для смельчаков (Daredevil Park), Сара и Спенсер Комптон + В поезде с вампирами» (Vampire Express), Тони Кольтц + Каньон разбойников (Outlaw Gulch), Рэмси Монтгомери + Ты — миллионер (You Are a Millionaire), Джей Либолд + Место преступления (Scene of the Crime), Дуг Уилхелм + Великий волшебник (Magic Master), Эдвард Паккард + Остров динозавров (Dinosaur Island), Эдвард Паккард + Секрет ниндзя (Secret of the Ninja), Джей Либолд + Викинги — завоеватели (Viking Raiders), Эдвард Паккард + Пришельцы из космоса (Invaders from Within), Эдвард Паккард
Суперприключение Издательством в серию были включены книги Дмитрия Емеца, однако, по своей сути книгами-играми не являющимися. А. и К. Тенишевы: + Квакеры в зоне риска + История моего меча + Месть Красной Шапочки (анонсировано, но не издано) + Илья Бабенко: Синеглазка в Зазеркалье + Анна Кареева: Тайна красных георгинов (анонсировано, но не издано)
Ужастики-2 Выпускается издательством «Росмэн». Является переводом книг Р. Л. Стайна серии Give Yourself Goosebumps. + Человекосжималки (Revenge of the Body Squeezers) + Цирк-западня (Trapped in the Circus of Fear) + Ночь в лесу оборотней (Night in Werewolf Woods) + Каникулы в джунглях (Deep in the Jungle of Doom) + Заклятие чародея (Under the Magician’s Spell) + Дневник сумасшедшей мумии (Diary of a Mad Mummy) + Он явился из Интернета (It Came from the Internet) + Ужас фокус-покуса (Hocus-Pocus Horror) + Кошмар на весь день (All-Day Nightmare) + Лифт в никуда (Elevator to Nowhere) + Ты — удобрение для растений (You’re Plant Food) + Оживший манекен (Shop Till You Drop…Dead!) + Наперегонки с торнадо (Into the Twister of Terror)
Приключения Золотого Сокола Автором серии, как и книг Fighting Fantasy, является Ян Ливингстон. + Проклятие Дакмуна (Darkmoon's Curse) + Паук-демон (The Demon Spider)
Без серии + Василий Шувалов: Кощеева цепь + Ферен Цешке: Странник, изгоняющий мрак + Филипп Эбли: Остров осьминогов (L'Ile aux pieuvres) + Юрий Пульвер: Лабиринт колдуна + Александр Куликов: Меч и судьба + Бутягин Александр, Чистов Дмитрий: + Три дороги + «Танцующий бог» из книги о Конане «Талисман огня» + Гарри Гаррисон: «Стань Стальной крысой» («Теперь ты — Стальная Крыса» во втором издании) + Корнелиус Рамстакл: Книга волшебства (The Book of Wizardry) К книге «Кощеева цепь» прилагался восьмигранный кубик с двумя особенными гранями: пустой и с изображением кольца. Книга-игра «Стань стальной крысой» впервые была напечатана в журнале «Если». «Три дороги» разделена на части, описывающие похождения трёх героев: Хагена (из книг Ника Перумова), Фаргала (из книг Александра Мазина) и Конана.