Данные рыцарям права и привилегии предполагали и большую ответственность за неисполнение клятв и нарушение кодекса чести. За проступками следовало жестокое наказание вплоть до смертной казни.
Воин, уличенный в измене или ином тяжком и недостойном его звания грехе, подвергался разжалованию и позорному изгнанию из дворянского общества и страны, если вообще оставался в живых. На подобной печальной церемонии, как правило, присутствовали все представители рыцарского сословия, а также церковный синод. Осужденного прилюдно возводили на эшафот, где на позорном столбе уже висел перевернутый щит рыцаря. С преступника поочередно снимали все доспехи, лишали званий, наград и поместий. Затем церковнослужители предавали его вечному проклятию и заживо отпевали, лишая имени и статуса. Затем следовала смертная казнь или, в лучшем случае, изгнание. Позор, который навлек на себя разжалованный и проклятый рыцарь, распространялся на несколько поколений его рода.
За менее существенные проступки следовало и менее суровое наказание. Правда, печать позора все равно надолго оставалась на всем роду рыцаря. В основном, обвинения отражались на гербе дворянского дома, его гордости. Часто, перевернутый щит провинившегося выставлялся на всеобщее обозрение у позорного столба. Затем с него стирался весь герб или отдельные части, иногда его просто перекрашивали или добавляли определенную символику, соответствующую совершенному преступлению. Кстати, покарать рыцаря, таким образом могли не только за ложь или нечестивое поведение, но и за пьянство.
Справедливости ради следует сказать, что рыцарю почти всегда предоставлялась возможность оправдаться, сразившись с одним из обвинителей. Правда оставалась за победителем, а проигравший нес положенное наказание. Если исход поединка оказывался смертельным, то павший уже посмертно был разжалован и проклят, а тело его отправляли в выгребную яму.
Другие наказания
Что же касаетсяменее серьезных преступлений, то за них рыцарей подвергали наказанию сообразнос важностью совершенного ими проступка. Так, например, в наказание щитпровинившегося рыцаря привязывали опрокинутым к позорному столбу с обозначениемпреступления, потом стирали со щита герб или какие-нибудь части герба, иногдарисовали символы бесчестия, а то и ломали его.
Если рыцарь величался своими подвигами, а насамом деле ничего не делал, то такого хвастуна наказывали следующим образом: наего щите укорачивали правую сторону главы герба.
Если какой-нибудь рыцарь осмеливался убитьвоеннопленного, то за это также укорачивали главу герба на щите, округляя ееснизу.
Если рыцарь лгал, льстил и делал ложныедонесения, чтобы втянуть своего государя в войну, то главу герба на его щитепокрывали красным цветом, стирая бывшие там знаки.
Если кто-то безрассудно пускался в бой снеприятелем и этим причинял потерю и даже бесчестье своим соотечественникам идаже своей родине, то его наказывали тем, что рисовали внизу толчею.
Если же рыцаря уличали в лжесвидетельстве илиже он попадался на пьянстве, то на обеих сторонах его герба рисовали две черныемошны.
Если рыцарь уличался в трусости, то его герббыл замаран с левой стороны.
Кто не держал данного слова, тому в центрегерба рисовали четырехугольник.
Если рыцарь, которого подозревали впреступлении, был побежден на поединке, который должен был доказать егоневиновность, или же был убит и перед смертью сознался в своем преступлении, тоofficiers d'armes клали его тело на черную плетеную решетку или же привязывалиего к хвосту кобылы, а потом отдавали его палачу, а тот бросал труп преступногорыцаря в помойную яму. Его щит привязывали опрокинутым на три дня к позорномустолбу, а потом ломали его при стечении многочисленной толпы, а полукафтаньераздирали в клочья.
Тому же рыцарю, который одержал победу надсвоим преступным противником, оказывали большие почести; король, королева и всепридворные поздравляли его с победой; потом победителя водили с большимтриумфом по городу; впереди шли трубачи, барабанщики, а также герольдмейстеры игерольды и несли то оружие, которым рыцарь поразил врага, потом его знамя ихоругвь с изображением его ангела.
Если рыцарь совершил небольшое преступление,то offlciers d'armes уничтожали, по приказанию государя, только одинкакой-нибудь знак.
Для примера приведем следующий случай:
В царствование Людовика Святого Жан д'Авень,один из сыновей графини Фландрской, Маргариты, оспаривал графский титул уВильгельма Бурбона, владевшего Дампьерром, сына графини Маргариты от второгобрака. Последний вместе с матерью явился к Людовику Святому, чтобы корольразрешил их спор. В пылу спора Жан д'Авень сказал что-то оскорбительное матери,и та пожаловалась на сына королю. Людовик Святой приказал отнять в гербе Жанад'Авеня льва с когтями и языком, мотивируя свое решение тем, что сын,омрачивший честь своей матери, заслуживает разжалования. Поэтому-то в гербеграфов фландрских изображен на золотом поле черный лев с красными когтями иязыком, а в гербе у Жана д'Авеня и его потомства изображен лев без языка и безкогтей. Следовательно, гербы и изображаемые на них символы свидетельствовалипотомству не только о славных подвигах рыцарей, но и об их позоре.
Если какой-либо рыцарь был присужден ксмертной казни за то, что совершил тяжкое преступление, например, изменилотечеству, занимался разбоем, поджогами, то, когда такого рыцаря велено былоказнить, он должен был нести на плечах собаку. Таким унизительным обычаемхотели показать народу, что вероломный, преступный рыцарь стоит много нижедомашнего животного, которое отличается привязанностью и верностью к своемухозяину и никогда не изменит ему; она стережет его дом и имущество, ласкается кнему, когда он возвращается домой, и никогда не укусит его, даже и в томслучае, если он станет ее бить.