Рыцарство - Форум
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" Приветствую Вас Гость
Главная | | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » История » Мир средневековья » Рыцарство
Рыцарство
bormanДата: Суббота, 05.02.2011, 23:51 | Сообщение # 1
Командир Отряда Storm
Группа: Пользователи
Сообщений: 1246
Награды: 5
Репутация: 19
Статус: Offline

Летописные источники конца Х в. указывают на то, что рыцарское звание далеко не всегда пользовалось таким почетом и уважением, которое мы видим в разгар эпохи крестовых походов. Вероятнее всего, само слово «рыцарь» имеет готские корни и в первоначальном своем значении относится к любому солдату, не зависимо от дворянского титула или звания.

Много позже, трубадуры, миннезингеры, складывая баллады и лэ о смелых и отважных воинах, придали рыцарству романтический антураж. Как известно, слово – самое сильное оружие, надо только уметь им воспользоваться. В данном случае, все спетое и сыгранное бродячими трубадурами, а также бурная деятельность церкви, которой были нужны опытные воины, оказало колоссальное влияние на общество. И довольно быстро рыцари выделились в отдельную касту тяжелой конницы.

Вскоре это звание начали передавать по наследству. Отчасти это произошло потому, что стать рыцарем без предварительной
подготовки оказалось почти невозможно. Чтобы свыкнуться с тяжелыми доспехами и оружием требовались не просто годы подготовки. На это уходила почти половина жизни. Первый доспех ребенок получал в 5 лет, когда начиналось обучение будущего рыцаря. Вместе с воинскими науками, также, преподавалось искусство стихосложения и игры в шахматы. Почти каждый юноша проводил несколько лет на службе у опытного рыцаря в качестве оруженосца, еще больше оттачивая уже усвоенные навыки. По достижении совершеннолетия (21 год) проходил обряд посвящения в рыцари. Как правило, решение о присвоении этого титула принимал монарх, он же проводил соответствующую церемонию.

С началом эпохи «войн за гроб Господень» из общей массы рыцарства начали выделяться особые ордена храмовников или крестоносцев, т.е. рыцарей, служащих церкви. Подавляющее масса этих воинов, кроме соответствующей рыцарской клятвы в верности, давало еще и обет безбрачия, становясь, по сути, вооруженными монахами. Так произошло окончательное формирование рыцарства, и именно в таком виде оно просуществовало еще несколько веков. Упразднению этого сословия способствовало дальнейшее социальное и техническое развитие общества. Однако идеалы рыцарства надолго пережили тех, кто их создал и воплотил в жизнь. В отдельных случаях они действуют и сегодня, как ни сложно в это поверить.

Средние века… таинственные и манящие. Соблазнившие своей колоритностью уже не одного писателя. Именно им удалось связать функции конкретного ума с осознанием священного, понять место человека в мироздании и тем самым воссоздать ценности на основе прошлых веков. И подобно тому, как в самой кромешной темноте ночи рождается новый день, так в недрах феодальной раздробленности зародилась система рыцарства, вобравшая в себя глубинную суть древних традиций и воскресившая к жизни вечные ценности и высшие добродетели.

Истинное рыцарство являлось путем единения с Богом, для которого было необходимо, отрешиться от самого себя. Человек отказывался от любой собственной воли, которая отдаляла бы его от Бога, с тем, чтобы стать орудием истины и справедливости.

Путь рыцаря – это путь внутренней трансформации, основанный на служении Богу, женщине и королю, проявлении милосердия и сострадания и руководстве во всех предприятиях долгом чести.

Рыцарство строилось на строгой иерархии и представляло собой инициатическую систему воспитания, состоящую из трех ступеней – паж, оруженосец и рыцарь. Эта система воспитания становилась настоящим путем духовного поиска, где многочисленные испытания веры, преданности, любви и мужества приводили к полному преображению человека.

Служение Богу, даме – носителю мудрости и хранительнице добродетелей, и государю - проводнику и гаранту космического порядка в обществе, для рыцаря было исполнением долга на трех уровнях - духовном, душевном и физическом, что позволяло ему самому стать образом Божества.

В своих помыслах и поступках рыцарь руководствовался кодексом чести или рыцарским уставом, определявшем критерии добра и зла, устанавливавшем иерархию ценностей и нормы поведения, которые рыцарь клялся соблюдать. И не было бесчестия страшнее, чем нарушить долг чести или предать идеалы рыцарского братства. И не было почета выше, чем слыть «рыцарем без страха и упрека», прославившим свое имя бесчисленными подвигами и высокими достоинствами. Имя такого рыцаря становилось символом мужества и доблести, образцом для подражания, трубадуры прославляли его, воспевая в своих песнях. Имена таких рыцарей дошли и до наших дней, оставаясь примером и вдохновляя людей отважных, бескорыстных и честных.

Позднее высокие принципы рыцарства были дискредитированы и сама история рыцарства искажена усилиями римско-католической церкви. Но все же рыцарство не потеряло своей былой привлекательности и до сих пор способно зажечь огонь во многих сердцах.

Европа в Х и ХI веках. Зарождение рыцарства

Не все сочинения о рыцарстве и его происхождении придерживаются одного и того же мнения. Некоторые ученые относят происхождение рыцарства ко времени первых крестовых походов, другие же - к векам еще более отдаленным.

Сначала нам необходимо обратиться к тому времени, когда царил мрак невежества, когда право сильного считалось вполне законным правом; такой период времени варварства продолжался более трех веков. В то время остатки римского просвещения были поглощены варварами, наводнившими Европу. Им не было никакого дела, что все эти остатки наук и искусств накапливались целыми столетиями, переходили от одного поколения к следующим; они признавали только грубую физическую силу, посредством которой могли подчинить себе более слабые народы.

Явился Карл Великий. Он сумел остановить этот поток розни и кровопролития. Но когда его не стало, то бурный поток полился с еще большей силой. Десятый век нашей эры отличался грубостью и невежеством; нравственное состояние упало очень низко, науки хранились в монастырях, но монахи не давали им никакого ходу, никакого развития; искусства и художества проявлялись только в романских сооружениях, которые, как известно, не отличались особым изяществом. Норманны – новые варвары появились на своих ладьях и покрыли ими все побережье океана, а по устьям рек пробирались внутрь стран и вносили с собой грабеж, убийства и пожары. Монархия Карла Великого распалась. Древний мир превратился в феодальный. Герцоги, графы, князья завладели замками, городами и землями; рабство сменилось крепостной зависимостью.

Вместе с феодализмом с новой силой явилась и ненависть людей друг к другу. Феодальные отношения представляли собой союз мелких деспотов, неравных между собою и имевших по отношению друг ко другу разные обязанности и права; в то же время они пользовались в своих владениях неограниченной властью над подчиненными. В силу этого происходили частые раздоры между соседними владетелями, и нередко эти споры доходили до кровавой расправы. Всякое развитие исчезло; торговля и промышленность были в застое, а о литературе и искусствах нечего было и говорить.

Впрочем, нельзя не отметить, что феодализм вызывал к жизни личную храбрость человека, а опасности, среди которых жили тогда люди, требовали энергии и сильного характера. Тогда на оружие смотрели как на забавную игрушку, турниры считали праздненством, войну - ремеслом, а общество было полем битвы.

Если определять рыцарство как особый обряд, по которому молодые люди, предназначавшиеся к военной службе, получали право носить оружие, то его придется отнести к эпохе Карла Великого и даже ранее. Известно из истории, что Карл вызвал своего сына из Аквитании, торжественно препоясал его мечом и дал ему воинское вооружение. Таких примеров встречалось очень много среди дворян и членов королевских фамилий во времена Меровингов. Это совершалось даже в германских гелейтах.

Но если смотреть на рыцарство как на звание, которое занимало первое место в военном сословии и давалось посредством инвеституры, сопровождавшейся установленными религиозными, военными обрядами и торжественной клятвой, то в этом смысле рыцарство возникло не ранее XI века. Только тогда французское правительство вышло из того хаоса, в который погрузили его внутренние волнения в стране, последовавшие за пресечением династии Каролингов, и беспорядки, причиненные набегами норманнов.

Духовные лица, видели в рыцарях защитников веры, покровителей несчастных и сирот. Католическая церковь придавала большое значение этому учреждению и освятила прием в рыцари своей пышной обрядностью. Государи хорошо поняли, что в жизни играют большую роль сердце, ум и характер человека, но что одной только личности далеко еще недостаточно, и потому все с уважением относились к такому ордену, который был в одно и то же время и оружием, и защитой, и украшением трона. Рыцари же, видя то уважение, с которым к ним относятся, со своей стороны, удвоили усердие и мужество.

Таким образом, рыцарство достигло той степени славы, которой домогались даже короли, и которая настала именно в то время, когда начались крестовые походы. Будем честными: во многом эти походы не были деянием, которым следовало бы гордиться. Крови лилось много, и поступки рыцарей отнюдь не всегда соответствовали той морали, которую они несли. Но здесь мы рассматриваем скорее идею рыцарства, нежели ее воплощение.

Кроме вышеперечисленного, рыцарство способствовало сохранению вассальной верности и простоты; в то время одно слово считалось нерушимым залогом в самых важных договорах.

Блестящие подвиги, совершаемые рыцарями, заслужили им самые почетные отличия. Им давали разные титулы: don, sire, messire, monsienr; рыцари имели право восседать за одним столом с королями; только они имели право носить копья, броню, золоченые шпоры, двойные кольчуги, шлемы, горностаевые и беличьи меха и т.п. Везде рыцарю оказывали любезный и почтительный прием.

Рыцарство - особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и Центральной

Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, по сути, относились все светские феодалы-воины. Но чаще этот термин употребляют в отношении средних

и мелких феодалов в противовес знати.

Зарождение рыцарства относится к тому периоду раннего средневековья (7-8 вв.) , когда получили широкое распространение условные формы феодального

землевладения, сначала пожизненные, позже наследственные. При передачи земли в феод его жалователь становился сеньором (сюзереном) , а получатель - вассалом

последнего, что предполагало военную службу (обязательная военная служба не превышало 40 дней в году) и исполнение некоторых других повинностей в пользу

сеньора. К ним относились денежная “помощь” в случае посвящения сына в рыцари, свадьбы дочери, необходимости выкупа сеньора, попавшего в плен. Согласно

обычаю, вассала участвовали в суде сеньора, присутствовали в его совете. Церемония оформления вассальных отношений называлась оммажем, а клятва верности

сеньору - фуа. Если размеры полученной за службу земли позволяли, новый владелец в свою очередь передавал часть ее в качестве феодов своим вассалам

(субинфеодация) . Так складывалась многоступенчатая система вассалитета (“сюзеренитет” ,” феодальная иерархия” ,” феодальная лестница” ) от верховного

сюзерена - короля до однощитных рыцарей, не имевших своих вассалов. Для континентальных стран Западной Европы правила вассальных отношений отражал

принцип:” вассал моего вассала не мой вассал” , в то время как, например, в Англии (солсберийская присяга 1085 г.) была введена прямая вассальная зависимость

всех феодальных землевладельцев от короля с обязательной службой в королевском войске.

Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию земельных владений и определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Так, вместе с

утверждением военно-ленных отношений шло формирование рыцарства как служилого военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на 11-14 вв.

Военное дело стало его главной социальной функцией. Военная профессия давала права и привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические нормы,

традиции, культурные ценности.

В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей

в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой собственных владений и

захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и поборник справедливости на словах нередко оказывался захватчиком на деле, не говоря уже об участиях в

завоевательных кампаниях, организованных королевской властью, как, например, многочисленные походы германских императоров в Италию, или самим папой

римским, как крестовые походы. Рыцарское войско являло собой могущественную силу. Его вооружение, тактика боя отвечали военным задачам, масштабам

военных операций и техническому уровню своего времени. Защищенная металлическими военными доспехами, рыцарская конница, малоуязвимая для пеших

воинов и крестьянского ополчения играла основную роль в бою.

Феодальные войны не исчерпывали социальной роли рыцарства. В условиях феодальной раздробленности при относительной слабости королевской власти рыцарство,

скрепленное системой вассалитета в единую привилегированную корпорацию, охраняло право собственности феодалов на землю, основу их господства.

Ярким примером тому может служить история подавления крупнейшего крестьянского восстания во Франции - Жакерии (1358-1359) , вспыхнувшей во время

Столетней войны. При этом рыцари, представлявшие воюющие стороны, англичане и французы, объединились под знаменами наваррского короля Карла Злого и

обратили оружие против восставших крестьян, решая общую социальную проблему. Влияло рыцарство и на политические процессы эпохи, так как социальные

интересы феодального класса в целом и нормы рыцарской морали до известной степени сдерживали центробежные тенденции, ограничивали феодальную вольницу.

В ходе процесса государственной централизации рыцарство (средние и мелкие феодалы) составляло основную военную силу королей в их противостоянии знати в

борьбе за территориальное объединение страны и реальную власть в государстве. Так было, например, во Франции в 14 в., когда в нарушение прежней нормы

вассального права значительная часть рыцарства привлекалась в армию короля на условиях денежной оплаты.

Участие в рыцарском войске требовало известной обеспеченности, и земельное пожалованье было не только вознаграждением за службу, но и необходимым

материальным условием ее осуществления, поскольку и боевого коня, и дорогое тяжелое вооружение (копье, меч, булаву, доспехи, броню для коня) рыцарь

приобретал на собственные средства, не говоря о содержании соответствующей свиты. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного

снаряжения доходил до 50 кг; с течением времени росли их сложность и цена. Подготовке будущих воинов служила система рыцарского обучения и воспитания.

В Западной Европе мальчики до 7 лет росли в семье, позднее до 14 лет воспитывались при дворе сеньора в качестве пажа, затем - оруженосца, наконец, совершалась

церемония посвящения их в рыцари.

Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть “семью рыцарскими добродетелями” : верховой ездой,

фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.

Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение к его правам и обязанностям и сопровождалось особой церемонией.

Согласно европейскому обычаю, рыцарь посвящающий в звание, ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, произносил формулу посвящения, одевал шлем и

золотые шпоры, вручал меч - символ рыцарского достоинства - и щит с изображением герба и девиза. Посвященный, в свою очередь, давал клятву верности и

обязательство соблюдать кодекс чести. Ритуал часто заканчивался рыцарским турниром (поединком) - демонстрацией воинской выучки и храбрости.

Рыцарские традиции и особые этические нормы складывались веками. В основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинств

относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий.

Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.

Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Что же касается грабительских походов в чужие земли (например, взятие Иерусалима или Константинополя во время

крестовых походов) , то рыцарские “подвиги” приносили горе, разорение, поругание и позор не одним простолюдинам.

Крестовые походы способствовали становлению идей, обычаев, морали рыцарства, взаимодействию западных и восточных традиций. В ходе их в Палестине для защиты и

расширения владений крестоносцев возникли особые организации западноевропейских феодалов - духовно-рыцарские ордены. К ним относятся орден Иоаннитов (1113) ,

орден Тамплиеров (1118) , Тевтонский орден (1128) . Позже в Испании действовали ордены Калатрава, Сант-Яго, Алькантара. В Прибалтике известен орден Меченосцев и

Ливонский. Члены ордена давали монашеские обеты (нестяжание, отказ от имущества, целомудрие, повиновение) , носили схожие с монашескими одеяния, а под

ними - военные доспехи. Каждый орден имел свою отличительную одежду (например, у тамплиеров - белый плащ с красным крестом) . Организационно они строились

на основе строгой иерархии, возглавляемой выборным магистром, утверждаемым папой римским. При магистре действовал капитул (совет) , с законодательными

функциями.

Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем.

Она поэтизировала земные радости вопреки христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их. Наряду

с героическим эпосом высокого патриотического звучания (например, французская “Песнь о Роланде” , испанская “Песнь о моем Сиде” ) появились рыцарская

поэзия (например, лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии) и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды) , представлявшие

так называемую “куртуазную литературу” (от французского courtois - учтивый, рыцарский) с обязательным культом дамы.

В Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств с 15 в. Предвестницей заката славы французского рыцарства стала так называемая

“битва шпор” (11 июля 1302 г.) , когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. Позже неэффективность действий

французского рыцарского войска с очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии.

Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие (оно появилось в 15 в.) , рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохи

разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В 16-17 вв. рыцарство окончательно

утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства. Воспитанные на военных традициях предков представители старых рыцарских родов составляли

офицерский корпус армий абсолютистского времени, отправлялись в рискованные морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты. Дворянская этика

последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.



 
Форум » История » Мир средневековья » Рыцарство
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024