Рыцари и вооружения - Форум
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" Приветствую Вас Гость
Главная | | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » История » Мир средневековья » Рыцари и вооружения (Описание)
Рыцари и вооружения
bormanДата: Понедельник, 26.04.2010, 20:15 | Сообщение # 1
Командир Отряда Storm
Группа: Пользователи
Сообщений: 1246
Награды: 5
Репутация: 19
Статус: Offline

Рыцарь (нем. Ritter, первоначально — всадник) — средневековый дворянский почётный титул в Европе. (Многие его носители не обладали настоящим титулом рыцаря, так как относились к нетитулованному дворянству; те же, кто относился к титулованному, имели настоящие титулы.)

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию, сознававшую себя международным военным орденом. Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия, создание постоянного войска превратили феодальное рыцарство, к концу средних веков, в политическое сословие нетитулованной знати.

Прообразом рыцарей в определенной степени является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме; у франков, в вооруженных силах которых ещё в VII в преобладала пешее войско свободных, конницу составляли дружинники короля (антрустионы).

Рыцарство проявило себя в Священной Римской империи в первую очередь в конфликтах централизованной власти империи с федератами Северной Африки, Италии, Галии и Испании, во время нападения арабов, которые, вместе с перешедшими на их сторону христианскими комитатами Иберийского полуострова, проникли и в Галлию, где они столкнулись с франкским конным строем. В Галлии свободным крестьянам было не под силу нести конную службу в отдаленных походах, и Каролингам для создания конницы пришлось опираться на сеньорат (на господ).

Потребность во всадниках стала вызвала при Карле Мартелле и его сыновьях раздачу церковных земель на условиях прекария. Карл Мартелл раздавал церковные земли своим дружинникам (газиндам) и требовал от них конной службы. Затем на тех же условиях стали раздаваться и коронные земли, как бенефиции. С VIII в. для состояния газиндов появляется имя вассов, вассалов. Свободный, но, по недостатку собственности, неспособный к несению конной службы человек мог, как вассал, получить бенефиции или, как поселенец (Hintersasse) — участок оброчной земли. Наделение оброчной землей преследовало хозяйственные цели, раздача бенефиций — военные. В вассальные отношения становились отчасти свободные люди, отчасти несвободные. Свободный становился вассалом путём коммендации (manibus iunctis se tradit) и приносил своему сеньору присягу на верность (per sacramentum fidelitas promittitur).

В конце VIII в. присяга на верность требуется и от несвободных (servi), которые получали бенефиции или должности (ministeria) или становились вассалами. Карл Великий ещё применял в своих войнах пехоту; Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу.

В 865 г. от владельца 12 гуф земли требовалась кольчуга или чешуйчатый панцирь, то есть принадлежности тяжёлой конницы; лёгкая конница должна была являться с копьем, щитом, мечом и луком. Везде ниже панцирных рыцарей свободного состояния (milites) стояли легковооружённые всадники, несвободные по происхождению (vavassores, caballarii). Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу легковооружённого всадника, а затем, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжёлую конницу и стать рыцарем. Таким путём из среды несвободных выделился привилегированный класс дворовых слуг (vassi, servi ministeriales, pueri) при богатых феодалах. С развитием ленной системы министериалы получали лены и привлекались к рыцарской службе.

В Германии министериалы с XI в. составляют особое сословие динстманнов (Dienstmannen), стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, тотчас позади свободных рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась невозможность бросить службу по произволу. Преимущества сословия министериалов побуждали свободных, а с середины XII в. — даже знатных добровольно подчиняться сеньорам, на правах министериалов. Это повышало положение класса в общественном мнении. Первое место среди министериалов принадлежало динстманнам короля и духовных князей (Reichsdienstmannen); далее шли министериалы светских князей. Прелаты, не равные князьям, и свободные феодалы не князья держали если и не динстманнов, то все-таки несвободных рыцарей, стоявших ниже министериалов. В южной и западной Германии такие milites (eigene Ritter) встречались даже на службе у тех же динстманнов. В Австрии и Штирии герцогским динстманнам удалось во второй половине XIII в. сравняться с местной знатью (они стали Dienstherren); их место, как динстманны, заняли несвободные рыцари (Eigenmannen). В северной Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать с половины XII в. стала массами переходить в министериалы. Право появляться в графском суде и быть шеффенами с середины XIII в. везде признано за динстманнами. В XIV веке совершенно забыто их несвободное происхождение, память о котором до XV в. сохранилась для eigene Ritter. В XII в. рыцари свободные и рыцари-министериалы различались как ordo equestris maior et minor. Переход новых слоев несвободных классов или свободного, но не военного населения в рыцарство был задержан в середине XII в.; с Гогенштауфенов немецкое рыцарство замыкается в наследственное сословие. Постановление Фридриха I от 1156 г. (Constitutio de расе tenenda) запрещало крестьянам носить копье и меч; даже купец не смеет опоясываться мечом, а должен привязывать его к седлу. Эта конституция вводит и понятие о рыцарском происхождении (Ritterburtigkeit); miles (всадник) имеет право на поединок, если может доказать своё рыцарское происхождение (quod antiquitus cum parentibus suis natione legitimus miles existat). По Саксонскому зерцалу, у истинного рыцаря (von ridderes art) уже отец и дед должны были быть рыцарями. Другая конституция Фридриха I (Constitutio contra incendiarios, 1187—88 гг.) запрещала сыновьям священников, диаконов и крестьян, опоясываться мечом по-рыцарски.

Во Франции знатными людьми считались собственники знатных земель, то есть феодов (fief-terre); вторым признаком знатности сделалось допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и попадали иногда в рыцари, но преобладающим правилом было, что в рыцари посвящался владелец лена. Наделённые ленами министериалы, то есть люди несвободных состояний (sergent fieffe, serviens), приравнивались к вавассорам, то есть к низшей знати. Пока владение феодом было главным признаком знатности, горожане и даже крестьяне могли приобретать её простой покупкой ленов. В конце XIII века покупка феодов незнатными людьми была затруднена тяжёлым побором (droit de franc-fief), но в это время в знать можно было попадать и по пожалованию (lettre d’anoblissement) суверена; право пожалования в знать стало привилегией короля.

В Англии право посвящать в рыцари (knight) рано стало прерогативой короны. Генрих III и Эдуард I требовали обязательного посвящения в рыцари от любого ленника, владевшего ежегодным доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения цензом взял верх над происхождением лица.

Влияние церкви на военное сословие шло сначала через присягу на верность, затем через присягу земскому или Божьему миру, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает в себя исполнение христианского долга служить Богу, соблюдение государева мира по отношению к церквам, вдовам, сиротам, обязанность блюсти справедливость и т. п. Земский и Божий мир (treuga и pax), скрепляемый присягой, устанавливается государями и соборами. Pax охраняет от насилий все невоенное население — клериков, женщин, купцов, крестьян; treuga ограничивает распри между самими рыцарями.



 
bormanДата: Понедельник, 26.04.2010, 20:35 | Сообщение # 2
Командир Отряда Storm
Группа: Пользователи
Сообщений: 1246
Награды: 5
Репутация: 19
Статус: Offline
вооружения Кольчуга


Кольчуга, пожалуй, один из самых "пожилых" видов доспехов. Как показывают археологические открытия , она была известна еще в первом тысячелетии до нашей эры. Правда, где именно ее изобрели, сказать трудно. Рубаха, сплетенная из металлических колец, оказалась достаточно популярной броней почти у всех народов. Различались кольчуги по длине и методу изготовления. Если в Европе больше прижился доспех из проволоки, то в Японии и Китае очень долго существовала кольчуга из шайб, которые сначала нашивали на плотную ткань, а затем оплетали проволокой.

В зависимости от цели применения, кольчуга могла иметь различную длину. Так, классический вариант (хауберк) представляет собой рубаху до колен с длинными рукавами и капюшоном. Как разновидность, имела место быть и кольчуга с коротким рукавом. Позднее, в дополнение к ней воин надевал железные наручи, чтобы предохранить от повреждений незащищенные участки. Третьей разновидностью этой части доспеха была облегченная кольчуга, защищавшая только до пояса. Как правило, ее носили поверх хауберка. Часто в комплекте с рубахой одевали кольчужные чулки и перчатки. Последние прижились только в Европе, азиатские воины, славившиеся превосходным умением стрелять из лука, посчитали эту часть доспеха крайне неудобной. А вот европейским арбалетчикам перчатки почти не мешали.

Как правило, кольчуга оказывалась слабой защитой от рубящих и колющих ударов, да и для стрел она не составляла особого препятствия. Однако такая рубаха все-таки оставляла шансы избежать режущих ударов мечей. Под любую кольчугу надевалась стеганая куртка, чтобы смягчить попадание вражеского оружия.

Несмотря на соперничество с более прочными латами, у некоторых народов кольчуга просуществовала до XIX начала ХХ в. До недавнего времени кольчужные перчатки широко использовались исследователями морских глубин, как средство защиты от хищников.

Кольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец. Важнейшей его частью была рубашка (собственно Кольчуга), большей частью с

короткими рукавами; кольчужная бармица дополняла боевые наголовья - шлем и мисюрку. Из железных колец делали также боевые чулки и перчатки. Относительная

лёгкость и гибкость Кольчуги позволяли воину быть достаточно подвижным. Первые Кольчуги известны в 1-м тысячелетии до н. э. в Ассирии. Позднее они были

распространены на Востоке (особенно в Иране и сопредельных с ним странах) и в бассейне Средиземного моря, включая Древний Рим и Северное Причерноморье

(сарматы). Со времени крестовых походовпоходов Кольчуги распространились и в Западной Европе. На Руси Кольчуги были основным видом оборонительных доспехов,

они широко известны по курганным находкам 10 в. (Гнёздовские курганы, Чёрная могила). Кольчуги изготовлялись специальными мастерами - кольчужниками.

В конце 17 века с распространением и усовершенствованием огнестрельного оружия Кольчуги вышли из употребления.

Кольчуга ведёт свой род из глубокой древности. Первоначально появившись в Ассирии или Иране, она была хорошо известна римлянам и их соседям.

Долгое время учёные полагали, что с гибелью Рима кольчуга в Европе была позабыта и опять обрела популярность лишь во времена крестовых походов, когда

крестоносцы заново познакомились с нею на мусульманском Востоке. Однако позднейшие исследования археологов доказали, что на самом деле всё было иначе:

после падения Рима удобные и надёжные кольчуги не только не исчезли из употребления, но, наоборот, получили широкое распространение в "варварской" Европе...

Во-первых, кольчуга железная. Стало быть, она наследует всю магию металла, побывавшего под молотом кузнеца. Во-вторых, кольчуга, сплетенная из многих тысяч

колечек, - изделие исключительно трудоёмкое, а значит, тем более "священное" (и дорогостоящее)

Одним словом, у самых разных народов "железная рубаха" служила не только индивидуальной защитой, но и знаком "воинской святости"

Более того, по мнению историков, некоторые соседние кочевые племена, например печенеги, заимствовали кольчуги именно у славян. Кольчуги, изготовленные

славянскими мастерами Х века, через Болгарию попадали в далёкий Хорезм. Это значит, они были изготовлены по самым передовым технологиям своего времени и

были вполне "конкурентоспособны". Спустя некоторое время русские кольчуги получили известность и признание на рыцарском Западе. Французская героическая

поэма "Рено де Монтобан" упоминает "добрую кольчугу, сделанную на Руси". Только вот назывались ли тогдашние кольчуги - "кольчугами"? Это слово впервые

упоминается в письменных источниках XVI века. В интересующую нас эпоху бытовало иное название- "броня кольчатая".

Мастера-кузнецы составляли кольчуги не менее чем из двадцати тысяч колец от 6 до 13 мм в поперечнике, при толщине проволоки 0,8-2,0 мм. Шестьсот метров

проволоки требовалось для изготовления всего одной "железной рубашки". Кольца обычно бывали одинакового диаметра; лишь в позднем средневековье стали сочетать

кольца разной величины, прикрывая наиболее уязвимые части тела мелким плетением. Некоторые кольца заваривалась наглухо. Каждые четыре таких кольца

соединялись одним разомкнутым, которое после этого заклёпывалось.

Древнерусская кольчуга отличалась от западноевропейской, которая уже в Х-XI веках была длиной по колено, имела полный рукав и весила до 10 кг. Наши кольчуги

были около 70 см длиной, имели ширину в поясе примерно 50 см, длина рукава составляла 25 см - до локтя. Разрез ворота находился посередине шеи или был сдвинут

в сторону; застёгивалась кольчуга без "запаха", воротник достигал 10 см. Вес такой брони равнялся в среднем 7 кг.


 
bormanДата: Понедельник, 26.04.2010, 20:39 | Сообщение # 3
Командир Отряда Storm
Группа: Пользователи
Сообщений: 1246
Награды: 5
Репутация: 19
Статус: Offline
Костюм и вооружение рыцаря


Боевой костюм рыцаря представлял собой невероятно тяжелые доспехи, которые очень быстро пришли на смену кожаным рубахам и щитам всадников германских племен. А вот любимый конниками длинный меч на длительные века остался на вооружении рыцарей, доказав свое превосходство и над римским гладиусом, и над кривыми арабскими саблями. Особо отличившиеся, прославленные воины получали право давать своему мечу имя. Хотя эта традиция не очень прижилась на практике, так и оставшись в балладах и сказаниях.

Тело рыцаря более-менее надежно защищала кольчужная рубаха или панцирь. Последний мог либо быть из двух металлических пластин, заслонявших грудь и спину, либо обе половины собирали из отдельных металлических чешуек. В том и в другом случае панцирь вполне мог защитить от колющих ударов и стрел. К нему, также, крепились латы, закрывающие плечи и руки. Ноги воина тоже оказывались закованными в непробиваемую броню. Голову защищал шлем, часто украшавшийся рогами или перьями. А то и тем и другим сразу.

Рыцарь, одетый подобающим образом, выглядел, скорее, как статуя, изваянная из цельного куска металла. Трудно представить себе, что в таком облачении можно было не просто двигаться, но еще и ездить верхом, показывать чудеса ловкости на турнирах и в бою. Слабым местом таких доспехов были щели между латами, особенно там, где заканчивался шлем и начинался панцирь. Положение раненого осложнялось еще и тем, что снять доспехи быстро было не так-то просто, и пострадавший мог скончаться от кровопотери, даже если рана не была настолько серьезной.

За всю историю рыцарства вооружение тяжелой конницы также претерпело серьезные изменения. Если первоначально всаднику полагалось, в дополнение к мечу и копью, иметь палицу, секиру и, в некоторых случаях, пращу. Однако в более позднее время последние три предмета покинули рыцарский арсенал. Особое значение в бою имел щит. При умелом обращении он мог не только надежно закрыть от рубящих ударов мечей и прямого попадания стрел и копий, но и сам служил мощным оружием. На щите помещался герб благородного воина или его сеньора.

Собираясь в поход рыцарь облачался в:

- Штаны-брэ;

- Шоссы;

- Нательную рубаху;

- Прошитые набедренники с наколенниками;

- Гамбезон;

- Боевой Чепец - кале;

- Кольчужные чулки;

- Золоченые шпоры;

- Хауберк;

- Гербовое сюрко;

- Рыцарский пояс;

- Меч на своем поясе (перевязи);

- Шлем (топ);

- Щит;

- Плащ;

Штаны-брэ

Поскольку штаны-брэ являлись элементом нижнего белья, то существенных отличий со штанами-брэ гражданского германца не было. Для изготовления штанов-брэ

подходит белый лен.

Шоссы

Шоссы, носимые рыцарями того периода (как прочем и многих других временных интервалов) существенно ничем не отличались от гражданских. Используемыми

материалами попрежнему оставались лен и шерсть. Окрас ткани проводился в соответствии наличием финансовых средств (для дорогих красителей) и вкусами владельца.

Основными цветами на тот период были красный, зеленый и синий. Встречаются шоссы окрашенные в черный цвет.

Нательная рубаха

О нательной рубахе можно посмотреть в разделе гражданской одежды. Крой, материал (в основном лен) были идентичны гражданским. А вот по вопросу покраски

нижней рубахи следует оговориться и привести некоторые доводы в пользу только отбеливания.

Что касается утверждения о том, что нижняя рубаха не могла быть окрашена, то здесь можно высказать сомнения - никто не упрекнет меня богатого феодала в

дополнительном киче (вспомните знаменитые указы о роскоши) - другой вопрос зачем красить рубаху которую будут видеть только ваша супруга (супруг) и домашняя

прислуга (рамки приличия не позволяют разгуливать в исподнем). Кроме того, есть еще мнение по поводу того, что поскольку нижняя рубаха была повседневным видом

одежды, а имеющиеся на то время красители имели свойства со временем обесцвечиваться, а в нашем случае еще и оставлять дополнительные следы на вашей коже,

что не гигеенично во втором случае и не практично в первом (надо постоянно подкрашивать). Вот, собственно говоря, это и есть мои доводы в пользу только отбеливания

нижней рубахи.

Прошитые набедренники с наколенниками.

По крою чем-то напоминали шоссы, но только обрезались чуть ниже колена. Шились из плотной материи (лен, шерсть) с двух слоев. Между слоями была прослойка

уплотнителя (материал, который мог бы срезонировать удар) - конский волос, ветошь, сухая трава. По вопросу окраски могу сказать, что такого не встречалось, хотя

никто этого и не запрещал.

Гамбезон.

Прошитая из плотного материала (лен, шерсть) куртка с резонирующим внутренним слоем - конский волос, ветошь, сухая трава.

В паре с Гамбезоном было достаточно распространенным употребление и воротника (прошитого с уплотнителем внутри). Информации по данному типу защитного

одеяния (кроме изобразительных источников) на тот период не имеется. А по сему можно лишь заключить, что данные воротники употреблялись преимущественно

пехотинцами не рыцарями, хотя некоторые изображения именно рыцарей свидетельствуют о том, что и у рыцарей оно также могло применяться. По способам

крепления сказать нечто однозанчное нельзя. Можно предположить, что прошитые воротники могли как пришиваться к гамбезону, так и являться отдельной частью

одежды. Больше доводов в сторону отдельной детали одежды так как очень часто прошитые воротники имеют другой цвет по сравнению с гамбезоном.

Боевой Чепец - кале

Вид головного убора надеваемый под (практически любые виды) защитного вооружения (кольчужный капюшон, шлем и прочее).

Точных данных, основывающихся на археологических матералах, по данному виду детали рыцарского костюма не сохранилось. Поэтому, руководствуясь

преимущественно изобразительными источниками нельзя с полной уверенностью заявить, что боевой чепец имел существенные отличия от гражданского - нельзя.

Равно как и нельзя утверждать, что все чепцы были обязательно прошиты с внутренним слоем уплотнителя. Так чепец мог быть выполнен и просто из плотной ткани

(лен) без дополнительного уплотнителя, в пользу наличия промежуточного слоя уплотнителя говорит то, что уплотнитель будет способен несколько смягчить (особенно)

вертикальный удар.

По поводу пошива данного вида одежды можно отметить, что пошив не отличался от гражданского чепца.

Выкройка

Кольчужные чулки Проведя небольшой анализ рассматриваемого в этой статье периода, можно сказать, что кольчужные чулки были одним из постоянных атрибутов

рыцарского боевого снаряжения.

Точных данных о креплении кольчужных чулок - нет. Но можно предположить, что в последние ряды колец вверху чулка вплетались кожанные ремни, за которые и

осуществлялось крепление чулок к поясу на подобие шоссов.

Подошвы кольчужных чулок были кожанными и пришивались снизу прочной нитью к кольчужному полотну.

Техника плетения была достаточно распространенной на этот период - 4 в 1 (встречаются экземпляры с техникой 6 в 1). Здесь следует оговориться о том, что плетение

кольчужного полотна было довольно не простым и трудоемким занятием по тем временам с теми технологиями - это было полотно надежно скрепленное одним рядом

цельных колец (которые высекались из листа, и одним рядом склепанных колец, которые могли изготовляться либо методом волочения проволоки либо высечкой из

листа с последующим разрезом для дальнейшего соединения). Были экземпляры кольчужного полотна, изготовленного из колец, созданых из волоченой проволоки.

В таких вариантах кольчужного полотна все кольца сваривались между собой.

Золоченые шпоры

Поскольку в период 12-13 веков рыцарь практически однозначно ассоциировался как конный боец - то шпоры стали приобретать роль необходимого атрибута рыцаря.

Разумеется в повседневной жизни, а уж тем более во время боя не обязательно было одевать именно позолоченные или даже золотые шпоры, но вот во время

церемонии посвящения в рыцари позолоченные шпоры или золотые были символом возлагаемого достоинства рыцарского звания.

Восприемник, надевая шпоры, говорил: "Шпоры эти означают, что поощряемый честью, ты обязан быть неутомимым в предприятиях".

Шпоры, так же как и все рыцарское снаряжение претерпели ряд существенных изменений от простых - согнутых в дугу с привареным колящим элементом (10-11 века) -

до изящно выделанных с инкрустацией, колесиком, гравировкой(15-17 века). На период 12-13 веков шпоры представляли собой согнутые в дугу при рассмотрении

сверху и с дополнительным изгибом с боков, что позволяло им более надежно удерживаться на ноге и не съезжать во время активного передвижения верхом.

Колящий элемент еще был в виде булавы - колесико еще не появилось. Крепление шпор осуществлялось кожанными ремешками.

Хауберк

Хауберк представлял собой кольчугу с капюшоном и длинным рукавами закрывавшими ладони. Порой хауберки представляли собой удлиненную кольчугу

(до колена или середины бедра) с воротником и рукавами достигавшими середины запястья.

Достаточно распространенным плтением хауберга было плетение 4 в 1 (четыре в одном) при толщине кольца от 1.1 до 2 мм и внутреннем диаметре кольца не

большем 10 мм.

Способ плетения кольчуги 6 в 1

Способ плетения кольчужного капюшона

Гербовое сюрко

Гербовое сюрко - оно же кот-де-армс представляло собой безрукавное сюрко с гербом владельца. Здесь стоит заметить, что рассматриваемый нами период был

периодом настоящего начала расцвета того, что мы сейчас именуем рыцарством. Рыцарство, хотя и было если не классом и не кастой, но накладывало свой отпечаток

на умы людей. Рыцарь - это был герой. Герой - готовый на свершения, готовый крушить драконов и практически в одиночку(или с незначительным количеством

соратников) сражать целое войско. Вспомните "Песнь о Роланде", Сагу и нибелунгах". Да рыцарь должен быть героем. А героя должны знать в лицо. Да вот только

лицо во время боя закрывали доспехи. Отсюда-то и возникало то стремление, присущее еще древним римлянам, выделения себя - славного и знаменитого из группы

(слово толпы в рыцарском описании будет звучать неуместно) таких же как и ты славных и знаменитых - друзей-соратников - рыцарей. В эти века начинает свой расцвет

то, что мы называем геральдикой (хотя как предмет геральдика зародилась гораздо раньше периода средневековья). Рыцарь должен был обладать гербом, он должен

носить герб - если не свой, то вассальный (герб своего сюзерена). Да и в текучке боя, когда практические все облачены, практически, в одно и то же достаточно сложно

без каких-бы то нибыло отличительных признаков выделить своих и врагов. Вот и шили господа рыцари себе гербовые сюрко.

Диего де Валера писал так: “В день битвы - каждый благородный рыцарь и каждый оруженосец должны были облачиться в свои гербовые котты … чтобы люди

благородные стали известны всем простым воинам, и это должно было постоянно напоминать им, что их долг – не допустить ни малейшего бесчестья или позорного

поступка, который мог бы опорочить их самих и их славных предков”.

Для пошива гербового сюрко использовались как дорогие шелка, так и ткани попроще - лен и шерсть. Герб владельца либо пришивался к сюрко как аппликация, либо

хмуро рисовался темперными красками.

Рыцарский пояс;

Говоря о рыцарском поясе, следует отметить, что эпоха средневековья, а уж тем более и рассматриваемый нами период, демонстрировала некоторые отличительные

черты костюма как простого гражданина - будь то торговец или крестьянин, так и рыцаря и князя. К одной из таких отличительных черт можно отнести и такую деталь

костюма как пояс. Пояса носили не только феодалы, но простые граждане, не только мужчины, но и женщины, что мы все можем убедиться просматривая

средневековые манускрипты. Ведь пояс, наряду со своими декоративной и утилитарной функциями представлял собой одну из тех отличительных черт, которые

выделяли феодала из массы простых смертных. Наряду с фамильными драгоценностями и сокровищами пояса передавались по наследству и носились довольно

продолжительный период времени. Даже более поздние периоды времени не исключили, а в некоторых регионах и еще более возвысили ценность и значимость поясов.

Об особенном положении поясов повествует и то, что пояса никому не давались кроме их владельцев, хотя их могли закладываць как ценный капитал.

Пояса отличались большим разнообразием как используемых для изготовления материалов, так и манерой исполнения. Основой их служили шелк или кожа разных

цветов(наиболее распространены были синий и красный).

Дополнительно пояса украшались всевозможными нашивками, заклепками, бахромой, а их концы - богатой отделкой. Практически каждый пояс был единственным и

неповторимым и изготовлялся в специальных мастерских за хорошие деньги. Оформление пряжек и концов пояса могло быть посвящено и специальным тематикам,

таким как рыцарскому походу, легенде, коронации, использовались всевозможные растительные орнаменты. Чем богаче и представительнее был владелец, тем и

богаче и выразительнее был его пояс.

Рыцарский пояс представлял собой, как правило достаточно длинный кожанный ремень различной ширины с различными накладками из дорогих металлов и украшений.

От количества имеющихся финансовых средств различные феодалы могли позволить себе и различные по стоимости пояса-ремни.

Рыцарский пояс-ремень был таким же атрибутом принадлежности к рыцарской касте как и золотые или позолоченный шпоры. Так, мы можем видеть в различных

преданиях, легендах и сказаниях о церемонии посвящения в рыцари на которой бывшему не рыцарю при возведении его в ранг рыцарей опоясывали кандидата

рыцарским поясом.

Перевязь для ножен На некоторых современных реконструкциях рыцарские мечи 13-го - начала 14-го висят на странных "двойных" поясах. Авторы подобных

изображений скорее всего основываются на реконструкциях Ле Дюка. Скорее всего, это ошибка: Ле Дюк реконструировал пояса, основываясь в первую очередь

на надгробиях, на которых спина не видна, и поэтому соединил сзади тонкий и богато украшеный пояс -признак и символ рыцарского достоинства, на который никому

не пришло бы и в голову повесить меч - и практичную перевязь. Кстати сказать, из этого вовсе не следует, что у Ле Дюка плохие реконструкции: наоборот, его

прорисовки узлов и деталей перевязи просто великолепны. Иногда слишком великолепны для первого опыта.

Детали изготовления

Шлем (топ);

В рассматриваемые в этой саье период времени довольно распространенными были шлемы трех типов:

полусферический (по всей видимости дошедший, хотя возможно и с небольшими конструкторскими изменениями) из эпохи викингов;

Железная шляпа, которая по деталям изготовления могла явиться логическим продолжением шлемов первого типа;

И Довольно мощный, закрывающий практически всю поверхность головы и частично шеи - топхелм (TopfHelm).

Первые два типа были достаточно распространены среди солдатской братии в виду их простого и относительно дешевого изготовления. Рыцари же предпочитали

преимущественно мощные топхелмы.

Для более надежной защиты головы рыцарями использовались, в качестве подшлемного, полусферические каски и кольчужные капюшоны. Кольчужные капюшоны

использовались как отдельная деталь доспеха, так и в составе хауберка. Как показывает практический опыт и археологические раскопки, кольчужное полотно

представляло неплохую защиту преимущественно от режущих, но никак не колющих ударов. И наибольшую защиту представляло кольчужное полотно, преимущественно

свободно свисающее и облегающее поддающиеся деформированию мягкие части тела, а вот при плотном облегании головы - кольчужный капюшон, даже при

имеющемся прошитом чепце не предоставит того комплекса защиты, который хотелось бы. Поэтому под кольчужные капюшоны или на них частенько надевали еще

и полусферический шлем (имеются в виду рыцари). Поскольку мы установили для себя некоторые ограничения по рассматриваемому периоду и по тому материалу,

который мы берем на рассмотрение, то рассматривать особенности конструкции и детализацию всех видов шлемов мы не станем, а лишь рассмотрим наиболее

распространенные в рыцарской братии топхельмы.

Наибольшим периодом расцвета распространения топхельмов можно считать середину 13 - до середины 14 столетия. Практически каждый рыцарь (особенно со

второй половины 13 века) был оснащен топом. Топ обязан такой своей популярностью в первую очередь простотой своей конструкции и предельно хорошей по тем

временам защите - он закрывал всю голову плюс часть шеи.

В связи стем, что топхельм весил около 4-5 кг. И использовался в компдексе с кольчужным капюшоном сразу под шлем надевался тканевый подшлемник, который

пришнуровывался к шлему.

Плащ

Его же именовали плащ - шап. (материал шерсть с меховой подкладкой, шелк); Плащ, одеваемый рыцарем в поход, принципиально не имел существенных отличий с

общегражданским плащом - шапом. Основным используемым для изготовления плащей матералом была шерсть (шерсть хорошо впитывает влагу, при этом не теряя

теплоизоляционных свойств).



 
bormanДата: Понедельник, 26.04.2010, 21:00 | Сообщение # 4
Командир Отряда Storm
Группа: Пользователи
Сообщений: 1246
Награды: 5
Репутация: 19
Статус: Offline
Посвящение


За века своего существования обряд посвящения в воины претерпела немало изменений, и, в конце концов, превратилась в торжественную церемонию, после которой официально признавалось право юноши самому быть хозяином своей судьбы и слова.

Обряд этот берет начало в истории германских племен. Первоначально он был крайне прост: на глазах у всего клана кто-то из старейшин или самых уважаемых воинов вручал молодому человеку оружие. Затем следовала демонстрация силы и ловкости новообращенного. В большинстве случаев, посвящающим был отец юноши. Этот же обряд был в ходу и у римлян. Также, по своему выбору, воин мог обратиться в храм наиболее почитаемого им божества и осветить там подаренное оружие.

С выделением рыцарей в отдельную воинскую категорию, церемония посвящения несколько усложнилась. Во-первых, она стала более торжественной. Будущий рыцарь должен был, сначала, принять ванну (событие само по себе уникальное для тех времен) и переодеться в праздничные одежды. Во-вторых, к опоясыванию мечом добавилось вручение золотых шпор. В довершение всего, новообращенному отвешивали подзатыльник. Это последний в его жизни удар, за который не надо было мстить.

Проводить церемонию посвящения мог любой опытный рыцарь, включая родственников юноши. Однако с возрастающим влиянием церкви, появилось правило обязательного освещения оружия. При этом будущему воину предписывался строгий пост за сутки до церемонии. Ночь он должен был провести в храме за размышлениями и молитвами. Вскоре, церковь приписала себе право на проведение обряда целиком, превратив его в религиозную церемонию.

Однако такое положение дел устраивало далеко не всех монархов, стремившихся упрочнить свою власть, которая, как известно, во многом зависела от рыцарей. Так что в большинстве Европейских государств посвящение в рыцари было разделено на религиозный ритуал освящения меча и светский обряд принятия в дружину. Если светская часть проводилась монархом, то традиционный подзатыльник заменялся символическим ударом меча, т.е. им слегка касались плеча юноши. Полностью церковная церемония была обязательна только для храмовых рыцарей.

Ночь юноша-оруженосец провел в храме. Здесь, под темными сводами, в полной тишине, он стоял на коленях у одного из алтарей, где мерцали свечи перед изображением Георгия Победоносца, покровителя рыцарства. Огоньки тускло поблескивали на металле тяжелых доспехов, лежащих тут же перед алтарем.

Но вот сквозь разноцветные стекла витражных витрин в храм проникали первые солнечные лучи. Юноша терпеливо ждал. Наконец загремели тяжелые засовы железных дверей. Теперь оруженосцу предстояло омовение в приготовленной ванне – в знак начала новой жизни. Потом он снова вернулся в храм.

Храм уже был заполнен толпой родственников и гостей, съехавшихся из всех окрестных замков. Епископ начал молитву. Оруженосец смиренно исповедался, причастился и опустился перед епископом на колени. Тот благословил его меч и вручил оружие будущему рыцарю.

И тогда наступил самый волнующий, самый торжественный момент. Рыцари, молодые дамы и девушки облачили юношу в доспехи. Он преклонил колени перед своим сеньором, и тот трижды прикоснулся к его плечу мечом со словами: «Во имя Божие, во имя Святого Михаила и Святого Георгия, я делаю тебя рыцарем, будь храбр и честен».

Впереди торжественный пир в честь нового рыцаря, но прежде ему еще предстояло показать всем гостям свое воинское искусство. У выхода их храма ждал боевой конь; не касаясь стремян, юноша вскочил в седло и промчался во весь опор перед зрителями с копьем наперевес. Меткий удар, и чучело, облаченное в рыцарские доспехи, отлетело шагов на двадцать в сторону. Гости разразились криками восторга…

Тысячи, десятки тысяч раз повторялись в средневековой Европе такие сцены. Вчерашний оруженосец после обряда посвящения становился полноправным членом особой касты – рыцарского сословия.

Рыцарство – порождение средневековья. Рыцари были высшим классом среди воинов. Дословно на всех европейских языках слово рыцари всегда сражались верхом. И появилось рыцарское сословие в системе феодальных отношений потому, что не могло не появиться.

Рыцари стали единственной реальной силой, которая нужна была всем. Королям, чтобы использовать ее против соседей-королей, против непокорных вассалов, крестьян и церкви. Феодалам помельче – графам и герцогам – против короля, соседей и крестьян. Крестьянам – против рыцарей, дававших вассальную клятву соседним владыкам. Такое разобщение – все против всех – и стало главной причиной возникновения рыцарства в IX-X веках.


 
bormanДата: Воскресенье, 06.02.2011, 16:05 | Сообщение # 5
Командир Отряда Storm
Группа: Пользователи
Сообщений: 1246
Награды: 5
Репутация: 19
Статус: Offline
Летописные источники конца Х в. указывают на то, что рыцарское звание далеко не всегда пользовалось таким почетом и уважением, которое мы видим в разгар эпохи крестовых походов. Вероятнее всего, само слово «рыцарь» имеет готские корни и в первоначальном своем значении относится к любому солдату, не зависимо от дворянского титула или звания.

Много позже, трубадуры, миннезингеры, складывая баллады и лэ о смелых и отважных воинах, придали рыцарству романтический антураж. Как известно, слово – самое сильное оружие, надо только уметь им воспользоваться. В данном случае, все спетое и сыгранное бродячими трубадурами, а также бурная деятельность церкви, которой были нужны опытные воины, оказало колоссальное влияние на общество. И довольно быстро рыцари выделились в отдельную касту тяжелой конницы.

Вскоре это звание начали передавать по наследству. Отчасти это произошло потому, что стать рыцарем без предварительной подготовки оказалось почти невозможно. Чтобы свыкнуться с тяжелыми доспехами и оружием требовались не просто годы подготовки. На это уходила почти половина жизни. Первый доспех ребенок получал в 5 лет, когда начиналось обучение будущего рыцаря. Вместе с воинскими науками, также, преподавалось искусство стихосложения и игры в шахматы. Почти каждый юноша проводил несколько лет на службе у опытного рыцаря в качестве оруженосца, еще больше оттачивая уже усвоенные навыки. По достижении совершеннолетия (21 год) проходил обряд посвящения в рыцари. Как правило, решение о присвоении этого титула принимал монарх, он же проводил соответствующую церемонию.

С началом эпохи «войн за гроб Господень» из общей массы рыцарства начали выделяться особые ордена храмовников или крестоносцев, т.е. рыцарей, служащих церкви. Подавляющее масса этих воинов, кроме соответствующей рыцарской клятвы в верности, давало еще и обет безбрачия, становясь, по сути, вооруженными монахами. Так произошло окончательное формирование рыцарства, и именно в таком виде оно просуществовало еще несколько веков. Упразднению этого сословия способствовало дальнейшее социальное и техническое развитие общества. Однако идеалы рыцарства надолго пережили тех, кто их создал и воплотил в жизнь. В отдельных случаях они действуют и сегодня, как ни сложно в это поверить.

После посвящения в рыцари происходил торжественный пир в честь этого события. Да и вообще в рыцарских замках нередко случались пиры по разным поводам. Как они проходили нам тоже сегодня нетрудно представить.В большом зале замка на складных козлах вдоль и поперёк устанавливались огромные столы. Гости размещались за ними лишь с одной стороны, чтобы с другой слуги могли подавать блюда. Угощенья были разнообразны и обильны. За зажаренными целиком оленями появлялись окорока дикого кабана, медвежатина, жареные павлины и лебеди, громадные пироги с начинкой. Любое мясо обильно поливалось соусом из перца и гвоздики.На пиру обычно присутствовали и бродячие жонглёры, исполнители баллад. Было у них и другое название - гистрионы. Под аккомпанемент лютни или арфы, когда их призывали в зал, они начинали пение. Особой любовью у рыцарского сословия пользовалась "Песнь о Роланде", верном рыцаре Карла Великого, погибшем в Ронсельском ущелье в битве с испанскими маврами. Так назывались мусульмане, завоевавшие Пиренейский полуостров. Роланд командовал арьергардом армии Карла, на который и напали неверные. Был у него рог, с помощью которого он мог призвать на подмогу главные силы франков, но рыцарь предпочёл доблестную смерть...

Умение соблюдать определённые правила поведения за столом тоже входило в перечень рыцарских добродетелей. В средние века существовали целые поучения на этот счёт. Там указывалось, что не следовало набивать рот обеими руками, есть торопливо и перехватывать пищу у соседа.

Не следовало вытирать нос рукой или скатертью, лезть пальцами в горчицу, соль или общее блюдо, бросать в это блюдо обглоданные кости, ковырять ножом в зубах, распускать за столом пояс.

Прежде, чем пить, следовало вытереть губы; нельзя было говорить, если рот полон; дуть на вино или предлагать выпитьсоседу, если тот ещё занят едой. А главное, пить дозволялось только в промежутках между сменами блюд.

О рыцарстве и о его происхождении писали очень многие, но не все сочинения придерживаются одного и того же мнения относительно происхождения рыцарства;

некоторые из писателей по этому предмету относят происхождение рыцарства ко времени первых крестовых походов, другие же относят его к векам еще более

отдаленным. Так, например, Шатобриан относит происхождение рыцарства к началу 8 века.

Для начала обратим внимание на тот период времени, когда рыцарство стало оказывать большое влияние на всю Европу. Впоследствии рыцарство потеряло всякий

престиж и даже неоднократно порицалось.

Прежде, в начале средних веков, только право сильного могло бороться против всевозможных злоупотреблений и против притеснения слабых; следовательно, рыцари,

принимая на себя также обязанность защищать слабых, вполне удовлетворяли духу времени; но с течением времени и с успехами цивилизации право сильного

заменилось установлением полного порядка и действиями законной власти.

Если смотреть на рыцарство как на особый обряд, по которому молодые люди, предназначавшиеся к военной службе, получали право носить оружие, то рыцарство

придется отнести к эпохе Карла Великого и даже ранее. Известно из истории, что Карл Великий вызвал своего сына из Аквитании, торжественно препоясал его мечом

и дал ему воинское вооружение. Но если смотреть на рыцарство как на звание, которое занимало первое место в военном сословии и давалось посредством

инвеституры, сопровождавшейся некоторыми установленными религиозными и военными обрядами и торжественной клятвой, то в этом смысле рыцарство возникло

не ранее 11 века. Только тогда французское правительство вышло из того хаоса, в который погрузили его как внутренние волнения в стране, последовавшие за

пресечением династии Каролингов, так и беспорядки, причиненные набегами норманнов. Чем сильнее бывает зло во времена политического перелома и анархии, тем

оно продолжительнее и тем более стремятся все к водворению общего порядка и спокойствия. Признательность и энтузиазм воодушевляли храбрых воинов, и они

смело шли на борьбу, чтобы наказать тех жестоких владетелей, которые занимались грабежами и разбоями, сеяли всюду бедствия и несчастья, проливали кровь невинных,

заставляя их предаваться отчаянию.

Духовные лица, видя в рыцарях защитников веры и покровителей несчастных и сирот, смотрели на них как на воинов, достойных небесной награды в будущей

загробной жизни. Католическая церковь придала большое значение этому благодетельному учреждению и освятила прием в рыцари своей пышной обрядностью.

Таким образом, рыцарство достигло той степени славы, которой домогались даже короли. И эта слава настала именно в то время, когда отважный дух крестоносцев

усилил степень энергии и всех рыцарских доблестей и открыл новое поприще для удальцов.

Словом, рыцарство распространило вокруг себя какую-то волшебную прелесть, которая занимает, привязывает и обольщает; благодаря этому же рыцарству забывалось

отсутствие искусств и литературы; можно сказать, что это был луч просвещения, который блистал среди мрака, варварства и диких инстинктов обитателей Европы

того времени. Трубадуры, или странствующие певцы, шли рука об руку с рыцарством, так как во все времена и у всех народов подвиги храбрости и поэзия были

постоянно неразлучны. Трубадуры были всегда желанными гостями и в замках гордых владетей, и во дворцах могущественных королей; им внимали и в селах, и в

деревнях.

Известно, что женщины восточных народов были постоянно в рабстве. Законодательства Греции и Рима оставили много примеров этого рабства и унижения, из

которого женщины в Римской империи вышли только с введением христианства, которое указало человеку его настоящее достоинство и обратило жену из рабыни в

подругу. Такое великое преобразование быстро обнаруживалось и в разных странах Европы. Особенно же это проявилось у потомков галлов, германцев и северных

народов, которые смотрели на женщину как на существо, наделенное даром пророчества и нравственной силой -–словом, как на какое-то высшее существо. Все думы,

все сердечные помыслы рыцарства связаны с этим верованием, и от этого союза родилась великодушная любовь и верность, очищенная религией и нисколько не

похожая на грубую страсть. Как только рыцарь избирал себе “даму сердца”, которая со времен должна была сделаться его подругой, он старался всеми силами заслужить

ее расположение и уважение. Этого он мог заслужить подвигами доблести и чести. Желание понравиться даме своего сердца удваивало храбрость рыцаря и заставляло

его презирать самые большие опасности. Но, храня верность избранной им особе, он должен был выказывать уважение и покровительство и ко всем прочим женщинам;

все особы слабого пола были священными лицами в глазах рыцарей. Последние всегда были готовы вооружиться для защиты женщин, если кто только задумывал их

притеснять. Действительно, если бы не великодушное покровительство рыцарей, то многим женщинам того времени пришлось бы очень плохо: они были слишком

слабы для того, чтобы удержать за собой без помощи мужчин свое имущество или мстить за нанесенные им оскорбления. Одна из основных статей рыцарского закона

заключалась в том, чтобы не оскорблять женщин и не дозволять никому делать этого в своем присутствии.

Девизом всех рыцарей было следующее: “Бог, женщина и король”; они были настоящими защитниками отечества. Упомянутый девиз сиял на роскошных и воинственных

празднествах рыцарей, в их воинских играх, в торжественных собраниях удальцов и красавиц, в их вымышленных сражениях, в великолепных турнирах, которые все

более и более размножались.

Рыцарство способствовало также сохранению вассальной верности и простоты, что, конечно, красило душу человека; в то время одно слово считалось нерушимым

залогом в самых важных договорах.

Ложь и вероломство считались между рыцарями самыми гнусными преступлениями; они были заклеймены презрением.

Блестящие подвиги, совершаемые рыцарями, заслужили им самые почетные отличия. Им давали разные титулы; рыцари имели право восседать за одним столом с

королями; только они одни имели право носить копья, броню, золоченые шпоры, двойные кольчуги, золото, шлемы, горностаевые и беличьи меха, бархат, красное

сукно и ставить флюгера на своих башнях.

Рыцаря узнавали издали по его вооружению. При его появлении перед ним опускались мосты замков, ограды ристалищ. Везде ему оказывали любезный, почтительный

прием.

Как уже говорилось ранее, некоторые писатели-историки относят происхождение рыцарства к более ранним векам. Одним из таких писателей можно назвать Франко

Кардини, автора книги “Истоки средневекового рыцарства”.

В развитом средневековье статус рыцаря предполагал благородное происхождение (на более раннем этапе в число рыцарей проникали и представители низших,

зависимых слоев населения; Ф.Кардини, однако, как представляется, преувеличивает возможность такого продвижения вверх), включение в систему

сеньориально-вассальных связей и профессиональное занятие военным делом. Первоначально рыцарство было светским воинством, идеалы которого во многом

противостояли официальной церковной морали, но постепенно церковь усиливала свое влияние на рыцарство, все активней использовала его для защиты своих

интересов. Рыцарство, включавшее феодалов разного ранга – от королей и герцогов до обедневших странствующих рыцарей, которых с 12 века становилось все

больше,- было привилегированной социальной кастой. Сами рыцари считали себя “цветом мира”, высшим слоем общества. Итак, связь рыцарства с “классическим”

средневековьем не подлежит сомнению. Ф.Кардини же посвящает свое исследование сюжетам, зачастую не только “досредневековым”, но даже “доантичным”.

Ф.Кардини считает, что рыцарство было порождено целым комплексом факторов и сил общественного развития, относящихся не только к собственно экономической

сфере, но к области духовной жизни, в частности религии и этике, к технике, к военному делу и др. В 410 г. произойдет жестокое разграбление Рима готами,

предводительствуемыми Аларихом. Конница варваров докажет свое неоспоримое превосходство над регулярными войсками римлян, основу которых составляли

пехотинцы. Именно при Адрианополе станет очевидным, что военном отношении будущее за хорошо обученным конным воином. И именно в этом смысле

Адрианополь можно считать началом непосредственной истории рыцарства, однако корни его сокрыты в глубинах времени: в истории техники, сакральных

представлениях и культах Древнего Египта, Сирии, Персии, а шире – восточных народов. С азиатского Востока, считает Ф.Кардини, явились не только полчища

искусных и бесстрашных всадников, повергшие в ужас и трепет жителей Европы, но вместе с ними был занесен как некий прекрасный социальный и культурный

идеал образ воителя верхом на коне, защитника людей и повергателя чудовищ, оказавшийся исключительно важным для становления рыцарства и, более того,

средневекового христианства и средневекового менталитета вообще.

Ф.Кардини характеризует рыцарство прежде всего как слой воинов-защитников, лишь много позднее трансформировавшийся в довольно широкую и неоднородную

внутри социальную группу с определенным набором общественных функций, обязательств и прав. Он считает, что германцы были прямыми наследниками

военно-кавалерийской техники и искусства иранских племен. Этот ирано-германский комплекс стал своеобразным фундаментом для развития конного воинства

Европы, а в дальнейшем и средневекового рыцарства. Особую роль в его распространении сыграли готы, которые во многом определяли судьбу европейской

цивилизации в раннем средневековье.

В некоторых научных работах встречаются утверждения, что предположение, будто эпоха рыцарства берет начало в 4 веке, и прежде всего с Адрианополя,- это

довольно опасное заблуждение.

Те же исследователи, которые решительно заявляют, что говорить о начале средневекового рыцарства до наступления эпохи Меровингов-Каролингов

[Меровинги – первая королевская династия во Франкском государстве, правившая до конца 5 века до 751 года, когда ее сменила династия Каролингов] не имеет никакого

смысла, вдруг начинают испытывать потребность всмотреться в даль времен и посвятить немало интереснейших наблюдений военно-технической предыстории

рыцарства, обратиться к археологии, культуре народов степи и древнейшим этапам развития конного воинства. При этом они, правда, подчас проявляют склонность

более подчеркивать то, что отличает их от западных “преемников”, чем то, что их объединяет.

Адрианополь стал той каплей, которая переполнила кубок, наполненный до краев несчастьями. И в этом смысле он – мера целой эпохи. В этом же самом смысле он и

по сей день остается точкой отсчета в размышлениях историка, чья цель исследовать не столько непосредственный процесс возникновения, сколько истоки и корни

средневекового рыцарства.

Для своего времени рыцарь был необычайно надежно вооружен. Это воин, обладающий авторитетом, который он снискал себе благодаря отличной воинской выучке

и тому, что принадлежал к группе избранных. Конный воин символизировал героико-сакральные ценности, связанные прежде всего с победой над силами зла, а также

с целым комплексом верований, относящихся к потустороннему миру, путешествию в царство мертвых и бессмертию души.

Постепенно перед нашим взором раскрывается “теневая сторона”, таинственный и тревожный смысл корней явления, которое позднее нарекут “средневековый

рыцарь”. Нам привычно видеть его возникающим из глубин железного века “варварских” нашествий и набегов. Мы как бы уже заранее согласны с тем, что неотделимо

от представлений о нем: преклонение перед его мощью, красотой, чуть ли не религиозный трепет при виде его великолепия, при звоне его оружия и доспехов,

преклонение безоружного и нищенствующего населения, вынужденного трудиться на полях. Сколь ни романтичны подобные представления, тем не менее они

отвечают действительности. И не только по той причине, что воин, восседающий верхом на коне и закованный в железные латы, уже сам по себе вершина могущества

в эпоху жалкого существования живущих впроголодь людей и скота, дефицита металла. Но также и потому, что он олицетворяет древние, но все еще хранимые

памятью мифы, насилие, свершавшееся еще вчера, сегодняшние чудеса и вселяющие в души страх религиозные видения.

Ф.Кардини считает, что “ветер степей шумит в ветвях древа средневекового рыцарства”.

На страницах своей книги Ф.Кардини попытался дать ответ на вопрос, поставленный однажды неким пытливым ученым: почему средневековый рыцарь представляется

нам сегодня существом более прекрасным, нежели служащий банка? Попытался он ответить и на другой вопрос, который задал сам себе: почему средневековый

рыцарь в нашем понимании страшнее современного танкиста или летчика-истребителя? Оценка “прекрасного” и “ужасного” имела свои особые причины,

коренящиеся в учении об архетипах.

В 10 веке появились такие воины, чьи заслуги в борьбе с язычниками обеспечили им сакрализацию всего того, что бы они ни делали в дальнейшем. Но миновала

языческая опасность. Необходимо было положить конец и бесчинствам рыцарей. Они защитили Запад, но кто теперь защитит его от этих защитников? Кто, если не

кто-нибудь из той же рыцарской среды? Так и случилось благодаря рождению рыцарской этики, в основу которой было положено стремление достичь на земле

“мира божия”. Этому способствовала и Клюнийская реформа церкви 11 века.

Воины, последовавшие своему новому предначертанию, совершили “обращение” – начали с самих себя. Одержав победу над собой, а затем и над своими товарищами,

которые отнюдь не были расположены починяться новой этике и предпочитали оставаться в роли угнетателей бедняков.

Отказавшись следовать новому курсу, воины из рыцарей превращались в “антирыцарей”. Теперь для того, чтобы прослыть рыцарем, уже было мало иметь оружие,

боевого коня, физическую силу, профессиональное мастерство, личную храбрость. Необходима была воля и дисциплина в следовании нравственной норме, принятие

которой обозначалось соответствующим инициационным обрядом – ритуалом посвящения в рыцари.

Соединение особого образа жизни и профессионализма с этической миссией и социальной программой и превращало воина в средневекового рыцаря. Союз отваги

и мудрости, физической силы и культа справедливости.

Разумеется, в действительной жизни все обстояло не так гладко, как на бумаге. В истории рыцарства не мало позорных страниц. Тем не менее самосознание рыцаря

оказалось прочным, способным преодолеть рубеж средневековья и, следуя неведомыми для нас путями подсознания и извилистыми тропами семантики, войти

составной частью в систему ценностей, которой мы стараемся придерживаться и по сей день. Быть может, именно в этом и состоит та коренная причина, в силу

которой средневековый рыцарь и для нас, сегодняшних людей, граждан мира, лишенного покровов сакральности, прекраснее какого-нибудь банковского служащего.



 
Форум » История » Мир средневековья » Рыцари и вооружения (Описание)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024