Миннезингеры - Форум
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" Приветствую Вас Гость
Главная | | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » История » Мир средневековья » Миннезингеры
Миннезингеры
bormanДата: Суббота, 05.02.2011, 23:26 | Сообщение # 1
Командир Отряда Storm
Группа: Пользователи
Сообщений: 1246
Награды: 5
Репутация: 19
Статус: Offline

Зародившись в Провансе, куртуазная поэзия почти мгновенно разнеслась по всей Европе, приспосабливаясь, при этом, к особенностям уже существующей там поэзии. Так, в германскую литературу вошел миннезанг, прекрасно слившийся с народной песней. Поэты-миннезингеры, восприняв тематику провансальской поэзии, уложили ее в привычные рамки небольших куплетов, построенных по принципу акцентной рифмы, т.е. не обращая внимания на баланс ударных и безударных слогов. Содержательной стороне этих песен было еще далеко до туманных намеков и полутонов провансальских поэм. Они отражали более понятные и простые – земные – чувства. Также, в Германии появляется так называемая «женская поэзия», т.е. речь идет от лица дамы, чего не было в песнях провансальцев.

Второе направление германского миннезанга возникает на берегах Рейна. Оно имеет куда большее сходство с рыцарской поэзией Франции, по крайней мере в том, что касается тематики сочинений. В них мы видим тот же культ прекрасной дамы, возвышение ее красоты и добродетели. Но форма, которую принимают эти стихи все еще очень сродни народной песне. Однако рейнский миннезанг развивается довольно быстро, и вскоре начинает опираться не только на французскую поэзию, но и на поэтические традиции Рима и античности. Также, образ дамы сердца в них становится еще богаче, подбираются более изысканные сравнения. В содержание этой поэзии входит природа. Она отзывается на страдания и радости влюбленных, то одаривая их весенним солнцем, то отдаляя их друг от друга осенними туманами и стеной холодов. В таких миннезангах видны не только чувства влюбленных, но и настроение самого поэта. Кроме этих особенностей, немецкая рыцарская поэзия отличается еще и диалоговым характером. Если во Франции рассказ ведется только от лица рыцаря, то миннезингеры уже представляют на суд зрителей чувства обеих сторон.



 
bormanДата: Суббота, 05.02.2011, 23:40 | Сообщение # 2
Командир Отряда Storm
Группа: Пользователи
Сообщений: 1246
Награды: 5
Репутация: 19
Статус: Offline

Миннезингеры
Миннезингеры и мейстерзингеры. - Миннезингеры (Minnesinger, от Minne- любовь) - средневековые немецкие лирики, воспевавшие любовь к дамам.Около середины XII в., когда поэзия из рук бродячих певцов и духовенствапереходит в руки дворянства, постепенно проникающегося рыцарским духом,в Австрии, Баварии и Швабии любовная песня (tiutliet или minneliet)получает большое развитие; она стремится удовлетворить художественноечувство и возбудить в слушателе такое же душевное настроение, в какомнаходился сам поэт; она делается продуктом личного искусства и потомузаписывается. Ранние миннезингеры (первый, имя которого дошло до нас -Кюренберг) еще не знают о любовном "служении" или "служении дамам", таккак еще не выработалось и самое понятие о даме. Плоды их творчества ещевсецело коренятся на народной почве и ближе к нашим так наз. женскимпесням, нежели к остроумным канцонам трубадуров. Чувство здесь неподвергается анализу, а только указывается; женщина является нежной,чувствительной, часто невинно страдающей, верной; любовь ее реальная,здоровая, а не модная, обрядовая; выражению чувства часто предшествуетэпическое введение; состояние человеческой души часто сопоставляется сжизнью природы. метр этих песен большей частью обычный эпический метр с4-мя повышениями; рифма далеко не отличается чистотой и звучностью. Ужеу Дитмара из Эйста, младшего земляка Кюренберга, направление несколькоизменяется: является рефлективное отношение к любви и ее страданиям;метрика становится гораздо разнообразнее. Когда на подмогу этойнациональной рыцарской утонченности пришло влияние моднойпровансальско-французской лирики, характер немецкого миннезангаизменился радикально. Женщина становится госпожой (vrouwe), мужчина - еевассалом, рабом ее капризов; его дело томиться, страдать и желать.Главный предмет поэзии - не столько самое чувство, сколько размышление очувстве. Лживая человеческая страсть превращается в служение дамам,которое подчиняется строжайшему этикету. Рифмы делаются чрезвычайночистыми, отточенными, и поэты щеголяют их богатством; строго наблюдаетсячисло слогов, метры поражают гораздо большим разнообразием, нежели впоэзии трубадуров. Хотя сравнительно редко можно указать у М.непосредственное заимствование от провансальцев или французов, но вобщем их поэзия страдает однообразием, напускной утонченностью,пересаливанием - свойствами поэзии подражательной. У трубадуровпоклонение даме - наиболее частая тема, не исключавшая, впрочем, идругих, самых разнообразных; здесь, за немногими исключениями, онаединственная тема. Если современного читателя поражает скромность (частонапускная) трубадура, который мечтает о поцелуе при публике, как о самойвысшей награде, то еще более поразит его М., который и о поцелуе мечтатьне смеет: ласковый поклон (vriuntlicher gruoz) - вот все, чего ондобивается. Подражательность поэзии М. не исключает многих оригинальныхчерт, свойственных именно немецкому племени: робость в любви,идеальность отношений к женщине обусловливаются и национальнымхарактером, а не одной утрировкой, свойственной подражателям. Затемнемецкая натура сказалась в наклонности к обработке мотивов серьезных идаже печальных; здесь перед нами северный человек, вдумчивый, склонный кисследованию, к уничтожающей всякую полную радость рефлексии, частопессимистически относящийся к земной жизни и охотно думающий о смерти ижизни загробной. С этой вдумчивостью связывается наклонность каллегории: у М. часто фигурируют олицетворения отвлеченных понятий, какмир, счастье и пр. Кратковременность северного лета усиливаетвосприимчивость к красотам природы, некоторые полагают, что на поэзию М.оказали значительное влияние средневековые латинские поэты; нельзяотвергать известной связи между этими двумя течениями лирики, тем более,что в песнях нем. бродячих клериков зачастую встречаются нем. строфы; ноантипатия клериков к рыцарству и грубая чувственность любовных песенуказывают на крайнюю ограниченность этого влияния. Отцом искусственногоминнезанга считается Генрих ф. Фельдеке (VIII, 361). Значительноискусственнее и рефлективнее его Генрих ф. Гаузен (Hausen), погибший вкрестовом походе Фридриха Барбароссы. Из швейцарцев выдается Рудодьф ф.Фенис, который шел едва ли не дальше всех в непосредственном подражаниипровансальцам. Талантливейшим из всех лириков до Вальтера ф. д.Фогельвейде (V, 469) следует признать тюрингского М. Генриха ф. Морунген(VIII, 361), который по оригинальности больше всех других напоминаетВольфрама ф. Эшенбаха (VII, 165), но выгодно отличается от неголегкостью стиля. Из М.уроженцев Верхней Германии самый известный -Рейнмар Старый, живший в конце XII в. при Венском дворе. Все это певцытак наз. высокой любви, т. е. чисто рыцарской, тогда как у Фогельвейдеесть и песни, посвященные любви низшей (nidere miane), более здоровой ичувственной, свободной от этикета; другие идут в этом направлении ещедальше, и самого Фогельвейде заставляют жаловаться на грубость (unfuge),которая готова заполонить придворную лирику. Самым даровитым поэтомэтого деревенско-придворного направления, как его назвал Лахман, былбаварец Нейдгарт ф. Рейенталь, участвовавший с Леопольдом VIIАвстрийским в крестовом походе 1217 - 19 г., а лучшим из позднейшихпредставителей чисто придворной, самой "высокой" любви считаетсяизвестный чудак Ульрих ф. Лихтенштейн, тогда как его современникТаннгейзер часто соединяет крайнюю искусственность формы и стиля среализмом и некоторой тривиальностыо содержания. Чем ближе к концу XIIIстол., тем меньше у М. вкуса и простоты, тем больше вычурности иучености, и тем ближе они подходят к мейстерзингерам (см. ниже). В XIV -XV вв., когда во всех классах нем. народа так сильно развивается вкус кстихотворству и пению, что даже в хроники заносятся указания на болееудачные и популярные песни, традиции ранних М. находят видныхпоследователей среди рыцарства; под влиянием всесословной лирики ихпроизведения сближаются с народной песнью. Последними М. считаются графГуго Монфортский (1357 - 1423) и тиролец Освальд ф. Волькенштейн (1367 -1445). Оба они чувствуют страсть к военным авантюрам, оба в юностиусердно служат дамам и оба потом прославляют в стихах - дело неслыханноеу старых М. - своих собственных супруг. В поэзии обоих много личного иверного действительности, а стиль у обоих до нельзя украшенный, маловяжущийся с реализмом содержания; оба они в то же время и духовныепоэты, и дидактики. А между тем в основе характеров - они людисовершенно разные: Гуго - идеалист, мечтающий о восстановлении древнегорыцарства времен Парсиваля, а Освальд - реалист, не лишенный юмора,иногда несколько сального, натура в высшей степени энергичная идеятельная, опытный путешественник, политический интриган, ведший жизньбурную, исполненную самых разнообразных перипетий. Очевидно, общеепринадлежит не им, а духу времени. М. были забыты до середины прошлогостолетия, когда память о них воскресили Бодмер и Брейтингер (изд. поманесской рукоп. Bodmer, "Minnesinger aus d. Schwabischen Zeilpunkte",Цюрих, 1758 - 59), а знакомство с М. возбудило в нем. обществе интерес кизучению средневековой поэзии вообще. Нем. литература о М. огромна.Тепло и талантливо составлены лекции Уланда о нем. средневековой лирике(5-й т. его "S. Schriften"). Лучшее собрание текстов старейших М. сисследованиями: Lachmann u. Haupt, "Minnesangs Fruhling" (4 изд. Лпц.,1888). См. также Bartsch. "Deulsche Liederdichter des XII - XIV J." (2изд., Штуттгардт, 1879); его же, "Schweizer Minnesinger" (Фрауенф.,1886). Ср. А. Е. Kroeger, "The Minnesinger of Germany" (Нью-Йорк, 1873).Из новейших общих работ см. статью Friedr. Vogt'a, в Herm. Paul,"Grundriss der germ. Philologie" (11, 1, стр. 245 - 418; Страсбург,1893); там же и подробная библиография за 1893 г. По-русски см. Корш иКирпичников, "Всеобщая история литературы" (II, 417 и сл.), и В. Шерер,"История немецкой литературы" (СПб., 1893, 1, 180 и след.). А. Кирпичников.

ХРОНОЛОГИЯ

Около 1170 года немецкие поэты начинают подражать провансальским поэтам. Кюренберг первым перенимает новое представление о любви. До этой даты, нет ничего, что доказывало бы существование немецкой лирической поэзии куртуазного характера. Куртуазная лирика кажется полностью заимствованной у трубадуров. Техника стихосложения тоже скопирована у трубадуров и труверов.
Расцвет поэзии миннезингеров приходится на 12-14 века. Этот хронологический период принято разделять на три части:
ВЕСНА - с момента появления Кюренберга (ок. 1170) до последних лет 12го века. В этот период заметно влияние эпической поэзии, и, несколько позже, слабое влияние французских и провансальских лирических традиций.

ЛЕТО (или "классический период") - с начала 13го века до 1230, дата, которая отмечает исчезновение Вальтера фон Фогельвайде из поэтической жизни. Не нужно говорить, что это самый важный период.

ОСЕНЬ - покрывает, примерно, один век постепенного упадка. Как и во французской поэзии, мы видим появление буржуазных поэтов (из-за роста городов и упадка феодальной власти) и введение ими реализма и иронии в поэзию.

С другой стороны, надо отметить, что поэты первых двух периодов относительно немногочисленны (около 30) по сравнению с "осенью" (больше 100). Географически можно расположить на совершенно определенной территории деятельность поэтов Весны (Австрия и Бавария) и Лета (Ренания, Турингия и Швейцария).

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Как и во Франции, немецкие поэты, сначала, тоже благородного происхождения: короли, князья, герцоги... Но мало-помалу низшие классы также начинают принимать участие в этой придворной поэзии: сначала мелкое дворянство, потом бургеры (Meister) и жоглары; хватает и церковников. То же, что сказано о трубадурах и труверах, можно отнести и к миннезингерам: одни абсолютно свободны, другие ищут покровительства крупных феодалов (например, при дворе Бабенбергов в Вене или при швейцарском довре Гогенштауфенов).
Поэзия трубадуров и труверов оказала большое влияние на развитие поэзии миннезингеров. Но надо иметь в виду, что самые древние из них не испытывают этого влияния и только Генрих фон Фельдеке (13 век) первым заинтересовался в трубадурской поэзии. Некоторые критики думают, что Готфрид фон Штрасбург (Gottfried von Strassburg) имеет в виду этот факт в своей поэме "Тристан":
Er inpfete daz erste ris
In tiutscher zungen
Da von sit este ersprunger
Von den die bluomen kamen.
(он первым привил росток, на немецком языке, из которого родились ветви, из которых вышли цветы).

Немалочисленными были контакты между немцами и французами, что способствовало развитию поэзии в Германии: постоянные путешествия миннезингеров по Европе, свадьба Фридриха Барбароссы с бургундской принцессой и др. Как бы то ни было, уже в конце 12 века немецкие аристократы познакомились с трубадурским учением, основанным на куртуазной любви и служении даме.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛЮБВИ

До Генриха фон Фельдеке немецкие поэты продолжают местную поэтическую традицию, согласно которой дама должна добиваться любви от миннезингера; поэты первого периода используют простые метрические схемы; женщина еще не "дама". Но, начиная с Генриха фон Фельдеке, начинает складываться точная терминология и новые темы (тайная любовь, завистники, льстецы). Важно, что из этого влияния вытекает мысль о том, что Любовь зарождается не только из-за красоты дамы, но также из-за ее моральных качеств. Любовь облагораживает, но надо было правильно выбрать даму, достойную любви. Как только поэт выбирает даму, она становится выше поэта, и с этого момента, только дама и Бог - достойные предметы для миннезингера. Естественно, в тесной связи с дамой возникает и любовное служение (Minnedienst), составляющее основу поэзии.
Любовь (Minne), согласно миннезингерам - это символ всех достоинств (тогда как Liebe - это низменная, земная любовь). Этот идеал находится в даме, которая, поэтому, становится выше других смертных. Конечно, не все так идеально: как и у трубадуров, у миннезингеров встречаются слова страсти и желание телесной любви - эта тема разовьется в последний период. Различали два типа любви: hohe Minne (возвышенная, или чистая, любовь) и niedere Minne (низменная любовь). С одной стороны, облагораживание через любовь, с другой - низкий инстинкт.
Обычно, дама уже замужем и принадлежит в классу, высшему, чем сам поэт. Влюбленный может видеть ее с глазу на глаз иногда, но чаще всего муж стережет жену или даже держит ее в башне. Существует великое множество врагов у влюбленного поэта, начиная с мужа и кончая завистниками, шпионами, льстецами. Но у поэта есть и друзья: наперсник, гонец, дозорный, предупреждающий о наступлении дня или о приближающейся опасности.
Первое качество поэта в любовном служении - осмотрительность. У трубадуров есть senhal, чтобы скрыть имя дамы. Миннезингеры же скрывают имя возлюбленной под неопределенным термином (friundin - подруга; frouwe - дама), так что абсолютно невозможно узнать, о какой даме идет речь в поэме. Любовное служение понимается также как вассальство. Дама, обычно высокомерная и недосягаемая, должна дать награду влюбленному за его службу. Если же в течении определенного времени она этого не сделает, поэт становится свободным, так как дама нарушила "вассальский договор".
Вальтер фон дер Фогельвайде дал новый толчок развитию поэзии миннезингеров, соединив более ощутимую реальность с возвышенной фантазией. Тем не менее, последующие поэты оказались неспособными удержаться на столь высоком уровне и стали впадать все больше и больше в вульгарность и словоблудие.

ЖАНРЫ

Важно знать жанры употребляемые немецкими поэтами: песня (lied), лай (leich) и Spruch. Различие между ними следующее: lei и lied - оба лирического характера, но у lei нет правильной формы, тогда как в lied метрическая система одинакова во всех строфах. Spruch, по форме похожий на lied, но содержение Spruch дидактического или нравственного характера.
Lied делится, смотря по содержанию, на ряд подгрупп, уже известных из провансальский лирики: песни крестовых походов, alba, pastorela, и т.д. Другие типы менее известны или неизвестны трубадурам: Wechsel или переплетение строф (влюбленный шлет даме одну строфу, а она ему в ответ - другую), песня гонца, считающаяся разновидностью Wechsel и т.д.
С точки зрения метра, Генрих фон Фельдеке значительно усовершенствовал технику и строение куплета.(строфы). Рифма и слог улучшаются, равно как и музыкальная техника. С течением времени усложняется структура строфы, а рифма становится все изысканнее. Но пока Великие Певцы (Meistersanger), т.е. мастера поэзии, занимались рифмами и слогами, народная поэзия постепенно набирала силу и, в конце концов, вытеснила феодальную поэзию, как в Германии, так и во Франции и в Провансе.



 
bormanДата: Суббота, 05.02.2011, 23:40 | Сообщение # 3
Командир Отряда Storm
Группа: Пользователи
Сообщений: 1246
Награды: 5
Репутация: 19
Статус: Offline
МИННЕЗИ́НГЕРЫ (нем. Minnesinger — певец любви), немецкие рыцарские поэты-певцы 12-14 вв.

Куртуазная лирика миннезингеров складывается под сильным воздействием поэзии романских трубадуров и труверов. Главными темами немецкого миннезанга являются служение Даме, высокая любовь, переживания лирического героя. Основные жанры, в которых творили немецкие миннезингеры, это любовная песнь (Minnelied), песнь рассвета (Tagelied), лейх (Leich), шпрух (Spruch). Первыми миннезингерами считаются Кюренберг и Дитмар фон Айст, расцвет миннезанга связан с именами Вальтера фон дер Фогельвейде, Вольфрама фон Эшенбаха, Гартмана фон Ауэ, Генриха фон Морунгена. К миннезингерам позднего периода относят Нейдхарта и Тангейзера.

Возникновение миннезанга

Творчество миннезингеров связано с возвышением светских дворов и утверждением куртуазной эстетики. Их лирика представляла собой аристократическое феодальное искусство. Первоначально эти поэты обладали высоким социальным статусом, о чем говорят титулы миннезингеров (кайзер, герцог, граф, маркграф, бургграф) и сама образная система любовной лирики, рожденная рыцарской культурой. Важнейшей составляющей творчества миннезингеров являлась музыка, те мелодии, которые сочиняли сами поэты. Любовные песни исполнялись под аккомпанемент скрипки, ротты, арфы или лютни. Музыкальное сопровождение облегчало запоминание, песни передавались из поколения в поколение, и каждое следующее заучивало их наизусть. Миннезингеры много странствовали, часто вместе с музыкантами-шпильманами, путешествовали по Европе, некоторые участвовали в крестовых походах.

Творчество первых миннезингеров

Первые миннезингеры, жившие на юго-востоке Германии (Кюренберг, Дитмар фон Айст, Мейнлох фон Севелинген), достаточно свободны от влияния романской поэзии и больше следуют немецкой фольклорной традиции, обращаясь к танцевальным песням и балладам. Песни ранних миннезингеров являются однострофными стихотворениями простейшей метрической конструкции с парными рифмами. С эпосом эту поэзию связывает стиль и формальная организация стиха, использование так называемой нибелунговой строфы. Первые миннезингеры пишут акцентным стихом, характерным для древнегерманской традиции. Одним из излюбленных жанров этого направления является «женская песня» (Frauenlied), распространенная в народной поэзии. Многие стихотворения открываются «природным зачином», где описывается приход весны или осени, соответствующий душевному настроению поэта. Строфы часто представляют собой лирические монологи мужчины или женщины, иногда монологи связываются по смыслу и образуют диалогическую песню, так называемый «wechsel».

Расцвет миннезанга

Куртуазное направление лирики миннезингеров (Фридрих фон Хаузен, Генрих фон Фельдеке) зарождается на Рейне, рядом с Францией, под непосредственным воздействием провансальских трубадуров. В 1180-1190 годах это направление охватывает всю территорию Германии. В 12-13 вв. миннезанг проходит свой классический период развития, связанный с творчеством Рейнмара фон Хагенау, Гартмана фон Ауэ, Генриха фон Морунгена, Вольфрама фон Эшенбаха и Вальтера фон дер Фогельвейде. Миннезингеры адаптируют на немецкой почве прежде всего сами идеи и важнейшие понятия куртуазной культуры, а также мотивы и особенности стиха провансальской лирики. По форме песни куртуазного направления представляют собой большие многострофные стихотворения, строфа имеет сложное, обычно трехчастное строение. Первые две части идентичны и имеют единую схему, сопровождаются одной мелодией, в последней части — заключении — вводится другая схема рифм и новая мелодия. Введение трехчастной структуры строфы является заслугой миннезингера Ритенбурга. Традиционная для немецкой поэзии долгая строка перестает существовать, распадаясь на два полностью обособившихся полустишья. Строки и полустрочия рифмуются разнообразно, рифма всегда точная. По образцу романской метрики вводится силлабическое стихосложение. Эти ритмические новшества были результатом развития музыкального искусства, тесно связанного с миннезангом.

Влияние французской поэзии привело к тому, что немецкий тонический стих начинает выравниваться по модели силлабического стиха. Прежде всего это обусловлено следованием миннезингеров французским мелодиям — новые немецкие напевы бывали прямыми контрафактурами французских. Музыка трубадуров и труверов была модальной: музыкальных ударений там не существовало, но наличествовало правильное чередование устойчивых долгих и варьируемых кратких нот, имитировавшее античные квантитативные стопы. В романской поэзии на такие мотивы пелись силлабические тексты, причем словесные ударения не соотносились с музыкальными долготами. На германской почве, где носители традиции исконного тонического стиха ощущали, что в ряду слогов ударные выделяются среди безударных так же, как в музыке сильные места — среди слабых, происходило совпадение ударных слогов и долгих нот. Песни немецких миннезингеров очень скоро обнаруживают не только силлабическую выровненность, но и почти правильное силлабо-тоническое чередование ударных и безударных слогов. Главными темами поэзии миннезингеров становятся куртуазная любовь (Minne) и переживания, связанные с нею. Культ Прекрасной Дамы занимает центральное место в немецкой лирике того времени. Модель поведения миннезингера в контексте куртуазного общества диктуется правилами высокой любви и состоит в любовном служении. Награда поэту видится не в завоевании ответного чувства, а в облагораживающем воздействии любви. Большинство поэтических форм миннезанга связано с романскими образцами. Так, Tagelied (дневная песнь, песнь рассвета) восходит к альбе, а Minnelied и Minnekanzone (любовная песня) к канцоне. Французская поэзия была адаптирована немецкой в тех областях, которые могли считаться отражением дворянской рыцарской и придворной культуры Франции. Немецкие авторы стремились к наиболее точной передаче новых французских придворных веяний. В основном немецкие переработки отличаются от оригиналов в определенных аспектах: меньшую роль играет чувственный элемент, сильные эмоции смягчаются, черты типизации и идеализации усиливаются. Вершиной классического периода немецкой куртуазной поэзии по праву считается творчество Вальтера фон дер Фогельвейде, достигшего совершенства во всех жанровых формах средневековой лирики и обогатившего немецкую поэзию новыми темами и формами.

Закат миннезанга

В 13-14 вв. куртуазная культура претерпевает упадок. Нейдхарт фон Рейенталь является основателем нового направления миннезанга. Он развивает тему низкой любви, привлекая в поэзию народные мотивы. Последователей Нейдхарта называют представителями «деревенского миннезанга». Среди поэтов этого направления выделяется Тангейзер, мастерски пародирующий рыцарскую лирику. Особое место занимает поэзия эпигонов куртуазного стиля, подтверждающая вырождение придворной культуры. Самый известный представитель эпигонского направления Ульрих фон Лихтенштейн повторяет мотивы и формы классиков миннезанга, утрируя куртуазные темы и ситуации. С середины 13 в. получает широкое распространение морально-дидактическое направление миннезанга, переродившееся впоследствии в новое поэтическое направление — мейстерзанг.



 
Форум » История » Мир средневековья » Миннезингеры
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024