Миннезингеры
Миннезингеры и мейстерзингеры. - Миннезингеры (Minnesinger, от Minne- любовь) - средневековые немецкие лирики, воспевавшие любовь к дамам.Около середины XII в., когда поэзия из рук бродячих певцов и духовенствапереходит в руки дворянства, постепенно проникающегося рыцарским духом,в Австрии, Баварии и Швабии любовная песня (tiutliet или minneliet)получает большое развитие; она стремится удовлетворить художественноечувство и возбудить в слушателе такое же душевное настроение, в какомнаходился сам поэт; она делается продуктом личного искусства и потомузаписывается. Ранние миннезингеры (первый, имя которого дошло до нас -Кюренберг) еще не знают о любовном "служении" или "служении дамам", таккак еще не выработалось и самое понятие о даме. Плоды их творчества ещевсецело коренятся на народной почве и ближе к нашим так наз. женскимпесням, нежели к остроумным канцонам трубадуров. Чувство здесь неподвергается анализу, а только указывается; женщина является нежной,чувствительной, часто невинно страдающей, верной; любовь ее реальная,здоровая, а не модная, обрядовая; выражению чувства часто предшествуетэпическое введение; состояние человеческой души часто сопоставляется сжизнью природы. метр этих песен большей частью обычный эпический метр с4-мя повышениями; рифма далеко не отличается чистотой и звучностью. Ужеу Дитмара из Эйста, младшего земляка Кюренберга, направление несколькоизменяется: является рефлективное отношение к любви и ее страданиям;метрика становится гораздо разнообразнее. Когда на подмогу этойнациональной рыцарской утонченности пришло влияние моднойпровансальско-французской лирики, характер немецкого миннезангаизменился радикально. Женщина становится госпожой (vrouwe), мужчина - еевассалом, рабом ее капризов; его дело томиться, страдать и желать.Главный предмет поэзии - не столько самое чувство, сколько размышление очувстве. Лживая человеческая страсть превращается в служение дамам,которое подчиняется строжайшему этикету. Рифмы делаются чрезвычайночистыми, отточенными, и поэты щеголяют их богатством; строго наблюдаетсячисло слогов, метры поражают гораздо большим разнообразием, нежели впоэзии трубадуров. Хотя сравнительно редко можно указать у М.непосредственное заимствование от провансальцев или французов, но вобщем их поэзия страдает однообразием, напускной утонченностью,пересаливанием - свойствами поэзии подражательной. У трубадуровпоклонение даме - наиболее частая тема, не исключавшая, впрочем, идругих, самых разнообразных; здесь, за немногими исключениями, онаединственная тема. Если современного читателя поражает скромность (частонапускная) трубадура, который мечтает о поцелуе при публике, как о самойвысшей награде, то еще более поразит его М., который и о поцелуе мечтатьне смеет: ласковый поклон (vriuntlicher gruoz) - вот все, чего ондобивается. Подражательность поэзии М. не исключает многих оригинальныхчерт, свойственных именно немецкому племени: робость в любви,идеальность отношений к женщине обусловливаются и национальнымхарактером, а не одной утрировкой, свойственной подражателям. Затемнемецкая натура сказалась в наклонности к обработке мотивов серьезных идаже печальных; здесь перед нами северный человек, вдумчивый, склонный кисследованию, к уничтожающей всякую полную радость рефлексии, частопессимистически относящийся к земной жизни и охотно думающий о смерти ижизни загробной. С этой вдумчивостью связывается наклонность каллегории: у М. часто фигурируют олицетворения отвлеченных понятий, какмир, счастье и пр. Кратковременность северного лета усиливаетвосприимчивость к красотам природы, некоторые полагают, что на поэзию М.оказали значительное влияние средневековые латинские поэты; нельзяотвергать известной связи между этими двумя течениями лирики, тем более,что в песнях нем. бродячих клериков зачастую встречаются нем. строфы; ноантипатия клериков к рыцарству и грубая чувственность любовных песенуказывают на крайнюю ограниченность этого влияния. Отцом искусственногоминнезанга считается Генрих ф. Фельдеке (VIII, 361). Значительноискусственнее и рефлективнее его Генрих ф. Гаузен (Hausen), погибший вкрестовом походе Фридриха Барбароссы. Из швейцарцев выдается Рудодьф ф.Фенис, который шел едва ли не дальше всех в непосредственном подражаниипровансальцам. Талантливейшим из всех лириков до Вальтера ф. д.Фогельвейде (V, 469) следует признать тюрингского М. Генриха ф. Морунген(VIII, 361), который по оригинальности больше всех других напоминаетВольфрама ф. Эшенбаха (VII, 165), но выгодно отличается от неголегкостью стиля. Из М.уроженцев Верхней Германии самый известный -Рейнмар Старый, живший в конце XII в. при Венском дворе. Все это певцытак наз. высокой любви, т. е. чисто рыцарской, тогда как у Фогельвейдеесть и песни, посвященные любви низшей (nidere miane), более здоровой ичувственной, свободной от этикета; другие идут в этом направлении ещедальше, и самого Фогельвейде заставляют жаловаться на грубость (unfuge),которая готова заполонить придворную лирику. Самым даровитым поэтомэтого деревенско-придворного направления, как его назвал Лахман, былбаварец Нейдгарт ф. Рейенталь, участвовавший с Леопольдом VIIАвстрийским в крестовом походе 1217 - 19 г., а лучшим из позднейшихпредставителей чисто придворной, самой "высокой" любви считаетсяизвестный чудак Ульрих ф. Лихтенштейн, тогда как его современникТаннгейзер часто соединяет крайнюю искусственность формы и стиля среализмом и некоторой тривиальностыо содержания. Чем ближе к концу XIIIстол., тем меньше у М. вкуса и простоты, тем больше вычурности иучености, и тем ближе они подходят к мейстерзингерам (см. ниже). В XIV -XV вв., когда во всех классах нем. народа так сильно развивается вкус кстихотворству и пению, что даже в хроники заносятся указания на болееудачные и популярные песни, традиции ранних М. находят видныхпоследователей среди рыцарства; под влиянием всесословной лирики ихпроизведения сближаются с народной песнью. Последними М. считаются графГуго Монфортский (1357 - 1423) и тиролец Освальд ф. Волькенштейн (1367 -1445). Оба они чувствуют страсть к военным авантюрам, оба в юностиусердно служат дамам и оба потом прославляют в стихах - дело неслыханноеу старых М. - своих собственных супруг. В поэзии обоих много личного иверного действительности, а стиль у обоих до нельзя украшенный, маловяжущийся с реализмом содержания; оба они в то же время и духовныепоэты, и дидактики. А между тем в основе характеров - они людисовершенно разные: Гуго - идеалист, мечтающий о восстановлении древнегорыцарства времен Парсиваля, а Освальд - реалист, не лишенный юмора,иногда несколько сального, натура в высшей степени энергичная идеятельная, опытный путешественник, политический интриган, ведший жизньбурную, исполненную самых разнообразных перипетий. Очевидно, общеепринадлежит не им, а духу времени. М. были забыты до середины прошлогостолетия, когда память о них воскресили Бодмер и Брейтингер (изд. поманесской рукоп. Bodmer, "Minnesinger aus d. Schwabischen Zeilpunkte",Цюрих, 1758 - 59), а знакомство с М. возбудило в нем. обществе интерес кизучению средневековой поэзии вообще. Нем. литература о М. огромна.Тепло и талантливо составлены лекции Уланда о нем. средневековой лирике(5-й т. его "S. Schriften"). Лучшее собрание текстов старейших М. сисследованиями: Lachmann u. Haupt, "Minnesangs Fruhling" (4 изд. Лпц.,1888). См. также Bartsch. "Deulsche Liederdichter des XII - XIV J." (2изд., Штуттгардт, 1879); его же, "Schweizer Minnesinger" (Фрауенф.,1886). Ср. А. Е. Kroeger, "The Minnesinger of Germany" (Нью-Йорк, 1873).Из новейших общих работ см. статью Friedr. Vogt'a, в Herm. Paul,"Grundriss der germ. Philologie" (11, 1, стр. 245 - 418; Страсбург,1893); там же и подробная библиография за 1893 г. По-русски см. Корш иКирпичников, "Всеобщая история литературы" (II, 417 и сл.), и В. Шерер,"История немецкой литературы" (СПб., 1893, 1, 180 и след.). А. Кирпичников.
ХРОНОЛОГИЯ
Около 1170 года немецкие поэты начинают подражать провансальским поэтам. Кюренберг первым перенимает новое представление о любви. До этой даты, нет ничего, что доказывало бы существование немецкой лирической поэзии куртуазного характера. Куртуазная лирика кажется полностью заимствованной у трубадуров. Техника стихосложения тоже скопирована у трубадуров и труверов.
Расцвет поэзии миннезингеров приходится на 12-14 века. Этот хронологический период принято разделять на три части:
ВЕСНА - с момента появления Кюренберга (ок. 1170) до последних лет 12го века. В этот период заметно влияние эпической поэзии, и, несколько позже, слабое влияние французских и провансальских лирических традиций.
ЛЕТО (или "классический период") - с начала 13го века до 1230, дата, которая отмечает исчезновение Вальтера фон Фогельвайде из поэтической жизни. Не нужно говорить, что это самый важный период.
ОСЕНЬ - покрывает, примерно, один век постепенного упадка. Как и во французской поэзии, мы видим появление буржуазных поэтов (из-за роста городов и упадка феодальной власти) и введение ими реализма и иронии в поэзию.
С другой стороны, надо отметить, что поэты первых двух периодов относительно немногочисленны (около 30) по сравнению с "осенью" (больше 100). Географически можно расположить на совершенно определенной территории деятельность поэтов Весны (Австрия и Бавария) и Лета (Ренания, Турингия и Швейцария).
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Как и во Франции, немецкие поэты, сначала, тоже благородного происхождения: короли, князья, герцоги... Но мало-помалу низшие классы также начинают принимать участие в этой придворной поэзии: сначала мелкое дворянство, потом бургеры (Meister) и жоглары; хватает и церковников. То же, что сказано о трубадурах и труверах, можно отнести и к миннезингерам: одни абсолютно свободны, другие ищут покровительства крупных феодалов (например, при дворе Бабенбергов в Вене или при швейцарском довре Гогенштауфенов).
Поэзия трубадуров и труверов оказала большое влияние на развитие поэзии миннезингеров. Но надо иметь в виду, что самые древние из них не испытывают этого влияния и только Генрих фон Фельдеке (13 век) первым заинтересовался в трубадурской поэзии. Некоторые критики думают, что Готфрид фон Штрасбург (Gottfried von Strassburg) имеет в виду этот факт в своей поэме "Тристан":
Er inpfete daz erste ris
In tiutscher zungen
Da von sit este ersprunger
Von den die bluomen kamen.
(он первым привил росток, на немецком языке, из которого родились ветви, из которых вышли цветы).
Немалочисленными были контакты между немцами и французами, что способствовало развитию поэзии в Германии: постоянные путешествия миннезингеров по Европе, свадьба Фридриха Барбароссы с бургундской принцессой и др. Как бы то ни было, уже в конце 12 века немецкие аристократы познакомились с трубадурским учением, основанным на куртуазной любви и служении даме.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛЮБВИ
До Генриха фон Фельдеке немецкие поэты продолжают местную поэтическую традицию, согласно которой дама должна добиваться любви от миннезингера; поэты первого периода используют простые метрические схемы; женщина еще не "дама". Но, начиная с Генриха фон Фельдеке, начинает складываться точная терминология и новые темы (тайная любовь, завистники, льстецы). Важно, что из этого влияния вытекает мысль о том, что Любовь зарождается не только из-за красоты дамы, но также из-за ее моральных качеств. Любовь облагораживает, но надо было правильно выбрать даму, достойную любви. Как только поэт выбирает даму, она становится выше поэта, и с этого момента, только дама и Бог - достойные предметы для миннезингера. Естественно, в тесной связи с дамой возникает и любовное служение (Minnedienst), составляющее основу поэзии.
Любовь (Minne), согласно миннезингерам - это символ всех достоинств (тогда как Liebe - это низменная, земная любовь). Этот идеал находится в даме, которая, поэтому, становится выше других смертных. Конечно, не все так идеально: как и у трубадуров, у миннезингеров встречаются слова страсти и желание телесной любви - эта тема разовьется в последний период. Различали два типа любви: hohe Minne (возвышенная, или чистая, любовь) и niedere Minne (низменная любовь). С одной стороны, облагораживание через любовь, с другой - низкий инстинкт.
Обычно, дама уже замужем и принадлежит в классу, высшему, чем сам поэт. Влюбленный может видеть ее с глазу на глаз иногда, но чаще всего муж стережет жену или даже держит ее в башне. Существует великое множество врагов у влюбленного поэта, начиная с мужа и кончая завистниками, шпионами, льстецами. Но у поэта есть и друзья: наперсник, гонец, дозорный, предупреждающий о наступлении дня или о приближающейся опасности.
Первое качество поэта в любовном служении - осмотрительность. У трубадуров есть senhal, чтобы скрыть имя дамы. Миннезингеры же скрывают имя возлюбленной под неопределенным термином (friundin - подруга; frouwe - дама), так что абсолютно невозможно узнать, о какой даме идет речь в поэме. Любовное служение понимается также как вассальство. Дама, обычно высокомерная и недосягаемая, должна дать награду влюбленному за его службу. Если же в течении определенного времени она этого не сделает, поэт становится свободным, так как дама нарушила "вассальский договор".
Вальтер фон дер Фогельвайде дал новый толчок развитию поэзии миннезингеров, соединив более ощутимую реальность с возвышенной фантазией. Тем не менее, последующие поэты оказались неспособными удержаться на столь высоком уровне и стали впадать все больше и больше в вульгарность и словоблудие.
ЖАНРЫ
Важно знать жанры употребляемые немецкими поэтами: песня (lied), лай (leich) и Spruch. Различие между ними следующее: lei и lied - оба лирического характера, но у lei нет правильной формы, тогда как в lied метрическая система одинакова во всех строфах. Spruch, по форме похожий на lied, но содержение Spruch дидактического или нравственного характера.
Lied делится, смотря по содержанию, на ряд подгрупп, уже известных из провансальский лирики: песни крестовых походов, alba, pastorela, и т.д. Другие типы менее известны или неизвестны трубадурам: Wechsel или переплетение строф (влюбленный шлет даме одну строфу, а она ему в ответ - другую), песня гонца, считающаяся разновидностью Wechsel и т.д.
С точки зрения метра, Генрих фон Фельдеке значительно усовершенствовал технику и строение куплета.(строфы). Рифма и слог улучшаются, равно как и музыкальная техника. С течением времени усложняется структура строфы, а рифма становится все изысканнее. Но пока Великие Певцы (Meistersanger), т.е. мастера поэзии, занимались рифмами и слогами, народная поэзия постепенно набирала силу и, в конце концов, вытеснила феодальную поэзию, как в Германии, так и во Франции и в Провансе.